Методы работы с одаренными детьми

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:
• знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
• поощрение глубокой проработки выбранной темы;
• осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
• акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
• большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
• более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
• предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
• поощрение творческого и продуктивного мышления;
• воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
• создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей. 1.

Познавательные способности и навыки
- владение большим объемом информации;
- богатый словарный запас;
- перенос усвоенного на новый материал;
- установление причинно-следственных связей;
- обнаружение скрытых зависимостей и связей;
- умение делать выводы;
- умение интегрировать и синтезировать информацию;
- участие в решении сложных проблем;
- организация информации;
- умение улавливать сложные идеи;
- умение замечать тонкие различия;
- чувствительность к противоречиям;
- использование альтернативных путей поиска информации;
- анализ ситуаций;
- умение оценивать как сам процесс, так и результат;
- умение предвидеть последствия;
- умение рассуждать;
- построение гипотез;
- применение идей на практике;
- способность к преобразованиям;
- критичность в мышлении;
- высокая любознательность.

2. Творческие способности
- способность рисковать;
- дивергентное мышление;
- гибкость в мышлении и действиях;
- быстрота мышления;
- способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
- богатое воображение;
- восприятие неоднозначных вещей;
- высокие эстетические ценности;
- развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы
- реалистическая я-концепция;
- уважение к другим;
- эмпатическое отношение к людям;
- терпимость к особенностям других людей;
- склонность к самоанализу;
- терпимое отношение к критике;
- готовность делиться вещами и идеями;
- настойчивость в выполнении задания;
- независимость в мышлении и поведении;
- отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения;
- соревновательность;
- чувство юмора;
- чуткость к анализу нравственных проблем;
- уверенность в своих силах и способностях;
- внутренняя мотивация.

Источник: 
Ридецкая О.Г., Психология одаренности