Методы работы с одаренными детьми

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
 
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:

  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
  • поощрение глубокой проработки выбранной темы;
  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
  • акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
  • большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
  • поощрение творческого и продуктивного мышления;
  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
  • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

1.Познавательные способности и навыки

  • владение большим объемом информации;
  • богатый словарный запас;
  • перенос усвоенного на новый материал;
  • установление причинно-следственных связей;
  • обнаружение скрытых зависимостей и связей;
  • умение делать выводы;
  • умение интегрировать и синтезировать информацию;
  • участие в решении сложных проблем;
  • организация информации;
  • умение улавливать сложные идеи;
  • умение замечать тонкие различия;
  • чувствительность к противоречиям;
  • использование альтернативных путей поиска информации;
  • анализ ситуаций;
  • умение оценивать как сам процесс, так и результат;
  • умение предвидеть последствия;
  • умение рассуждать;
  • построение гипотез;
  • применение идей на практике;
  • способность к преобразованиям;
  • критичность в мышлении;
  • высокая любознательность.

2. Творческие способности

  • способность рисковать;
  • дивергентное мышление;
  • гибкость в мышлении и действиях;
  • быстрота мышления;
  • способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
  • богатое воображение;
  • восприятие неоднозначных вещей;
  • высокие эстетические ценности;
  • развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы

  • реалистическая я-концепция;
  • уважение к другим;
  • эмпатическое отношение к людям;
  • терпимость к особенностям других людей;
  • склонность к самоанализу;
  • терпимое отношение к критике;
  • готовность делиться вещами и идеями;
  • настойчивость в выполнении задания;
  • независимость в мышлении и поведении;
  • отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения;
  • соревновательность;
  • чувство юмора;
  • чуткость к анализу нравственных проблем;
  • уверенность в своих силах и способностях;
  • внутренняя мотивация.
Ключевые слова: Одаренность, Дети, Методики
Источник: Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Материалы по теме
Раннее проявление одаренности (вундеркинды)
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Программы работы с одаренными детьми
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Методы оценки одаренности творческой личности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Метод экспертных оценок в психологии
Киреева З.А., Методы психологического исследования
Травматическая ситуация и психическая травма у детей
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Нарушения школьной адаптации как междисциплинарная проблема
Н. Г Аусканова, И. А. Коробейников: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У...
Анорексия у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Личностные тесты
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Оставить комментарий