Педагогическая рефлексия, этика и эстетика педагога

Данная тема будет посвящена более подробному рассмотрению личностных и профессионально важных качеств педагога.

Термин «личностные качества» появился в конце XIX века в одной из работ замечательного русского ученого П.Ф.Каптерева. Личностные качества — один из важных факторов успешности педагогической деятельности. Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, а те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения.

Есть такая замечательная область психологии, одна их психологических наук — педагогическая психология. Так вот в психологии педагогического труда сегодня принято выделять и особенности личности учителя, и педагогической деятельности, и педагогического общения. Говоря о психологии личности учителя определяют те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивая успешное овладение полноценной педагогической деятельностью или, говоря иначе, приобретают профессионально педагогическую значимость.

Мы чаще всего сегодня цитируем В.А.Крутецкого, выделившего модель профессионально значимых качеств личности учителя, отметив четыре блока:

  1. идейно-нравственный моральный облик;
  2.  педагогическая направленность;
  3. педагогические способности — общие и специальные;
  4. педагогические умения и навыки.

Но существует и другой подход, который полагает, что профессионально значимые качества педагога — это:

  • способность делать учебный материал доступным для учащихся;
  • понимание учителем ученика;
  •  творчество в работе;
  • педагогическое волевое влияние на детей;
  • способность организовывать детский коллектив;
  • интерес к детям;
  • содержательность и яркость речи;
  • ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  •  способность связывать учебный предмет с жизнью;
  •  наблюдательность (по отношению к детям);
  • педагогическая требовательность и т.п.

Поскольку педагогическое мастерство нас интересует не только в школьных аспектах, но и как педагогов высшей школы, думаем, можно смело заменить (или добавить) к словам дети, ученики слова учащиеся, обучающиеся, подопечные.

В.А.Сластенин, определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре уровня личностной организации учителя, включающих:

  • перечень свойств и характеристик личности учителя;
  • перечень требований к психолого-педагогической подготовке;
  • объем и содержание академической подготовки;
  • объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.

Отсюда можно вывести составляющие:

  • направленность (идейная, профессионально педагогическая, познавательная);
  • общие академические способности (интеллектуальные и т.п.);
  • частные дидактические способности (специальные или навыки владения методиками преподавания по конкретным дисциплинам).

Кроме явно заметных организаторских способностей педагог, кончено же, должен обладать:

  •  коммуникативными;
  •  конструктивными;
  • проективными;
  •  гностическими способностями.

Изучая педагогические способности учителей путем лонгитюдного исследования на протяжении 6 лет, исследователи обнаружили обнаружили девять факторов, влияющих на формирование имиджа хорошего педагога:

  • фактор сопереживания (дружелюбия)/ эгоцентричности (равнодушия);
  • фактор деловитости (системности)/безалаберности;
  • фактор ведения уроков, стимулирующих творческие возможности учащихся/скучного, однообразного ведения занятия;
  •  фактор  доброжелательного/недоброжелательного отношения к ученикам;
  • фактор принятия/непринятия демократического типа преподавания;
  • фактор доброжелательного/недоброжелательного отношения к администрации и другому персоналу школы;
  • фактор склонности к традиционному/либеральному типу преподавания;
  • фактор эмоциональной стабильности/нестабильности;
  • фактор хорошего словесного понимания/непонимания.

Любопытно! И полезно для педагогов: прочтут, узнают, возможно, примут к сведению...

Интересен вопрос и о личностной направленности — Н.В. Кузьмина выделила три типа направленности:

  • истинно педагогическая;
  • формально педагогическая;
  • ложно педагогическая .

Естественно, только истинно педагогическая направленность способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности, которая обусловлена устойчивой мотивацией на формирование личности учащихся, носителем которого является педагог, а мотивом является интерес к содержанию педагогической деятельности.

Личность педагога развивается и формируется в системе общественных отношений и в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но, прежде всего, — в процессе самой педагогической деятельности и непосредственного педагогического общения. А успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой.  

Упоминавшаяся выше Л.М.Митина определила как ядро модели личности педагога такие профессионально значимые качества, как:

  • педагогическое целеполагание (ПЦ);
  • педагогическое мышление (ПМ);
  • педагогическая направленность (ПН);
  • педагогическая рефлексия (ПР);
  •  педагогический такт (ПТ).

И каждое из этих качеств, представляет собой комбинацию из наиболее элементарных и частных личностных свойств, которые формируются в деятельности, общении и в определенной степени зависят от наследственных задатков. Исследователи [психологии труда] единодушны в том, что ведущим в формировании структуры личности учителя является педагогическая направленность (ПН) его деятельности.

И рядом словосочетание — позиция педагога — определим это как систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных    отношений к миру,    педагогической действительности и педагогической деятельности, определяющихся:

  • требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет педагогу общество;
  •  действием внутренних, личностных источников активности, переживаниями, мотивами, целями педагога.

Добавим: именно позиция педагога выявляет его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Отсюда можно начать разговор и об авторитете педагога. Понятно, что в психологическом плане данная проблема связана с пониманием характерологических/стержневых черт личности, качеств, помогающих/мешающих педагогу стать/быть авторитетным; становления/ завоевания авторитета и его динамики — расцвета/упадка, а также вопроса о самом процессе воздействия на обучающихся.

Психология личности и дифференциальная психология сразу скажут нам, что мощнейший педагогический фактор, участвующий в организации всего учебно-воспитательного процесса — характер педагога, воспитателя, наставника, его личностные свойства и качества, о которых мы уже говорили выше.

Понятие «авторитет» означает общепризнанное значение человека, меру и степень его влияния на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, веры в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе творческой человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Обучающийся всегда сначала авансирует нам свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве личности, и это доверие необходимо оправдать. Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Замечательным средством укрепления авторитета педагога является его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Напомним о конкретных педагогических способностях:

  • способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);
  •  способность быть примером и образцом для подражания со стороны обучающихся в мыслях, чувствах и поступках;
  • способность вызывать благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
  •  способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям обучаемого / воспитываемого;
  • способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
  • способность находить нужный стиль общения с каждым, добиваться его расположения и взаимопонимания;
  • способность вызывать к себе уважение со стороны обучаемого/воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны;
  •  способность к педагогическому общению.

А теперь, видимо, самое время поговорить о профессиональной этике педагога.

Профессиональной этикой называют как формализованные, так и неформализованные, неформальные кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика — самостоятельный раздел этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет особенности реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Педагогическая этика изучает и характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывает основы и нормы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения, манеры поведения и людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Надо помнить, что практическая деятельность педагога не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из главных задач здесь — изучение состоянии нравственного сознания педагога. Универсальные методы исследования общественного мнения в области педагогической этики сегодня служат для выяснения ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений и изучения этической позиции и эрудиции педагога, ценностных ориентаций, нравственной воспитанности и характера коллективных взаимоотношений, педагогического такта как уникального чувства разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников педагогического общения. Сам такт — это выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности обучающегося как главной ценности; это грань между отдельными воздействиями, естественность, простота обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействие в форме предупреждения, внушения и требования без малейшего подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, издевки и сарказма, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без излишней ухости. Отсюда можно вывести следующее определение: педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

Профессиональный смысл педагогического такта состоит в специфике деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир обучающегося, уметь общаться с ним, предъявлять педагогические требования по необходимости, способствовать формированию общественно ценных отношений. Педагогический такт вырабатывается на основе приобретения специальных педагогических знаний в практической деятельности и определяется не только способностью избежать конфликта с обучающимся, но и умением правильно разрешить любое возникшее противоречие. Это и чувство меры, и умение понимать и своевременно проконтролировать, и, уравновесить средства воздействия. Конечно, педагогический такт зависит от личных качеств педагога, его культуры, воли, гражданственности, от его профессионального мастерства. Педагог-мастер всегда знает и учитывает, что любое примененное им средство воздействия может дать самый неожиданный, подчас, даже обратный результат. И коллективное воздействие при неумелом его использовании может стать из средства развития инициативы средством насилия и подавления самостоятельности воспитанников, а задушевная беседа может превратиться в нудное и пустое, бессмысленное морализаторство, поощрение стать прямой дорогой к развитию самомнения, завышению самооценки подопечного. Значит, педагогический такт как раз и состоит в том, чтобы предвидеть и вовремя предотвратить превращение педагогических средств в свою собственную противоположность, в умении находить единственную, оптимальную меру применения педагогических методов.

Да, вероятно, есть врожденные педагоги, люди с врожденным педагогическим тактом, есть педагоги, приобретшие его путем долгих лет работы в нашей великой сфере, и, к счастью, есть и немало приемов, пользуясь которыми, педагог добивается установления этически правильных взаимоотношений с обучающимися и эффективного общения с ними. Некоторые из них можно считать своеобразными правилами педагогического такта:

  • воспитывать не значит «крепко держать подопечного в руках»; воспитание, основанное, по преимуществу, на методах принуждения, чревато негативными последствиями; подавление воли никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;
  • никогда не стоит употреблять выражений, оскорбляющих человеческое достоинство учащегося;
  • не следует прибегать к угрозам;
  • нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;
  • обида на учащегося не должна быть долговременной и мелкой;
  • никогда не следует сетовать на отсутствие уважения и говорить обучающимся об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;
  • ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения;
  • если учитель чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;
  • не надо «одергивать» обучающихся, когда они говорит неприятные для педагога слова — надо выслушивать правду, не теряя самообладания;
  • никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть);
  • целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;
  • всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность в своих суждениях и действиях;
  • в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
  • следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.

То, что вы сейчас прочли, напоминает некий кодекс профессиональной этики педагога, определяющий совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирующий его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Многое из того, о чем мы сказали, проявляется более конкретно:

  • в темпераменте педагога (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
  • в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
  • в выборе методов обучения;
  •  в подборе средств воспитания;
  • в стиле педагогического общения;
  •  в реагировании на действия и поступки обучающихся;
  •  в манере поведения;
  • в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
  • в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Разговор об этике и морали, деонтологии педагогического труда важен чрезвычайно, а можем ли мы исследовать эстетику в деятельности учителя, педагога? Эстетика! Наука о прекрасном! Определение известное, но далеко не полное... Применительно к педагогической деятельности стоит добавить еще многое — учитель должен думать не только о внешней красоте урока, но и о том эмоциональном настрое, который урок может вызвать в душе ребенка. И что такое это прекрасное? То, что в наивысшей степени соответствует глубинным человеческим потребностям, представлениям, целям. Однако понятие о красоте почти всегда субъективно. На определение прекрасного существенное влияние оказывает целый ряд социально-психологических обстоятельств: эпоха, национальные и расовые факторы, религиозная и классовая принадлежность, гендер, мода, индивидуальные психологические особенности личности. Хотя есть и общечеловеческие нормы прекрасного: картины природы, классическая музыка и т.п. Но чаще всего красота — понятие расплывчатое. Педагоги, обладающие собственной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Педагог, опираясь на образцы, «стоя на плечах гигантов», должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, педагогической индивидуальностью — а это то, что существенно повышает эффективность обучения и воспитания, индивидуализируя его, придавая ему уникальность.

Мы уже говорили выше об эргономике и понимаем, что в [оптимальные] условия труда педагога входит и выполнение санитарно-гигиенических требований, и соблюдение эстетических норм и правил безопасности труда. Педагог и администрация, руководство учебного заведения, образовательной организации просто обязаны уделять внимание вопросам эстетики интерьера: цветовому и световому климату кабинета; рациональному размещению оборудования и приборов; оптимальному количеству наглядных пособий в интерьере; экономическому и эстетическому обоснованию расположения и конструкции рабочих мест учащихся и педагогов; эстетике технических средств обучения и контроля знаний учащихся; композиции растений. Не меньшее значение имеет и температурный режим помещения (стены помещения, окна которого выходят на юг, окрашиваются в «холодные» тона, а «теплые» тона должны использоваться в кабинетах, ориентированных на север). Чем светлее помещение, тем интенсивнее должна быть окраска стен.

Следует знать, что эстетические качества цвета оказывают на нас вполне ощутимое влияние. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным явлениям накопления статистического электричества и пыли, а если пластик светлых тонов, то появляются яркие блики света, мешающие зрительному восприятию. Пестрота иногда откровенно раздражает и утомляет — учащиеся совершенно иначе, чем взрослые, «чувствуют» цвета и реагируют на них.

Конструктивное решение рабочих мест ученика и учителя должно обосновываться соображениями НОТ.

Пособия, используемые на занятиях, должны быть аккуратными и чистыми. Цветом выделяется только то, что является главным в демонстрационном материале. Само собой разумеется, что чистота и уют в кабинете будут воспитывающими, если они поддерживаются всеми участниками образовательного, учебно-воспитательного процесса.

По мнению Б.Т.Лихачева, процесс познания окружающей действительности не ограничивается только умственной деятельностью. Обучающиеся познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Чтобы включить учащегося в учебно-воспитательный процесс, обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходим определенный ритм всей познавательной деятельности, постоянное чередование структурно-организационных элементов внутри каждой учебно-воспитательной формы, перемена видов учебной работы, многообразие и разнообразие самих форм. В расписании за уроком может следовать лекция, практическое или семинарское занятие, экскурсия или конференция. Тогда педагогический процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности:умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской. Сама форма обучения и воспитания становится подтвержденной, доступной эстетическим критериям, когда предельно содержательна, четко организована, методически оснащена, включает обучающихся в разнообразную активную деятельность, требует от них волевого напряжения, удовлетворяет интересы и потребности.

Гармоничность учебному процессу придает и ритмичное, взаимодополняющее взаимодействие адекватных содержанию учебного материала и возрастным особенностям методов организации познавательной, творческой, производительной работы. Внешняя красота урока, лекции, семинарского или лабораторного занятия определяется разнообразием и внутренней гармонией методов, переходами одного в другой, сменяемостью и взаимозаменяемостью, создаваемой ими деловой напряженностью и разрядкой, непринужденностью, легко вводящей в серьезный труд. Таким образом, закон ритма как эстетический критерий истины проявляется в целостном педагогическом процессе в виде гармонического чередования и взаимодействия различных видов деятельности, форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающего эффективность учебно-воспитательной работы. Учитель-мастер рассказ дополняет объяснением, обсуждение переводит в дискуссию, упражнения завершает творческой работой. Мозаика методов создает гармонию деятельности.

Красота как показатель истинности педагогического знания проявляется в учебно-воспитательном процессе в различных модификациях симметрии. Закон симметрии требует, чтобы организация и содержание процесса познания действительности школьниками были адекватны типам, приемам, способам мышления, законам теории познания, освоения реального мира. Человек познает действительность посредством обобщений в представлениях, понятиях, образах и символах. На этой основе у него развивается эмпирическое, абстрактно-отвлеченное и образноэмоциональное мышление, происходит становление психики и интеллекта как цельной полифункциональной системы.

К показателям истинности педагогического знания, примененного в воспитании и обучении, относятся сформированная в личности способность эстетической оценки искусства, явлений природы и общественной жизни с позиции подлинного художественного вкуса. Показателем истинности использованных в воспитании содержания, средств, форм, методик и технологий является, наконец, сформированная в личности общая культура поведения, общения, сотрудничества, взаимодействия в любой области общественной жизни — труде, политическом диалоге, дружбе.

Ключевые слова: Педагог, Этика
Источник: Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. - Изд. 2-е, стер. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Этика философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Умения педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Профессиональное самовоспитание учителя
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Эмоции в педагогической речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Психиатрия и этика
Дмитриева Т.Б., Руководство по социальной психиатрии
Этика деятельности руководителя
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Авторитет педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий