В развитых религиях выделяют: религиозные сознание, деятельность, отношения, институты и организации. В отечественной литературе наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой специфическим, главным, определяющим, всеобщим признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное, а сверхъестественное характеризуют так: «Сверхъестественное, по мнению верующих и богословов, это нечто не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных зависимостей».
Нет оснований считать веру в сверхъестественное присущей всем религиям на любой стадии их эволюции. На ранних этапах развития сознание еще не было способно формировать представления и, соответственно, различать естественное и сверхъестественное. Не присуща вера в сверхъестественное и религиозному сознанию в развитых восточных религиях (буддийскому, даосскому и т.д.)- Деление на естественное и сверхъестественное характерно для иудеохристианской традиции, но и в христианстве эта дихотомия принимается не всеми мыслителями и, как показывают социологические исследования, ввиду ее сложности многие верующие не могут ее воспринять. Принятие веры в сверхъестественное за всеобщий, специфический признак всякого религиозного сознания не соответствует фактам. Не следует полагать, что у религиозного сознания есть только ему свойственный какой-то признак. Своеобразие этого сознания — в совокупности, комбинации, корреляции, субординации и направленности черт.
Религиозному сознанию присущи вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с неадекватным, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность. Названные черты (если говорить о них как о чертах сознания вообще и не иметь в виду их спецификацию в религии) свойственны не только религиозному сознанию. Вера как особое психологическое состояние функционирует в различных областях духовной и практической деятельности. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, неадекватные представления и взгляды нередко возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т.д.
Интегративным компонентом религиозного сознания является религиозная вера, под влиянием которой приобретают своеобразие и другие его черты. Она есть вера:
- a) в объективное существование гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей, а также образуемого этими существами, свойствами, связями мира;
- b) в возможность общения с указанными существами, воздействия на них и получения от них помощи;
- c) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.;
- d) в действительное совершение каких-то описанных в религиозных текстах событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним;
- е) в религиозные авторитеты — отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, бодхисаттв, архатов, гуру, церковных иерархов, служителей культа и пр.
Благодаря этой вере определенные персоны, предметы, действия, слова, писания наделяются религиозными значениями и смыслами, носители этих значений и смыслов образуют символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс и обусловливает своеобразие процесса трансцендирова-ния (лат. transcendens — переступающий, переходящий за пределы) в религии. Не осуществляющиеся в эмпирическом существовании людей переходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к мощи, от временности к вечности, от жизни до — к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности, от несвободы к освобождению и т.д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания. Религиозное сознание имеет два уровня — обыденное, доступное каждому религиозному человеку, и концептуализированное, специально разрабатываемое профессионалами (теология, вероучение, религиозная философия). Оно функционирует посредством языка религии.
В религии как области духовной жизни развертывается соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная осуществляется во внере-лигиозных областях: экономическая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, научная деятельности. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам — это внерелигиозная деятельность.
Существует два основных вида религиозной деятельности — внекультовая и культовая. Внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в системе религиозных организаций и институтов, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение и т.д. Как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере включаются и элементы культа.
Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Содержание культа задается соответствующими религиозными идеями, его предметом являются осознаваемые в форме религиозных образов внешние объекты и процессы, психические феноменЫ. Средства культа образует совокупность материальных вещей (церковная утварь, крест, икона, скульптура, ступа, мандала и пр.); способы действий — это определенная конфигурация и последовательность движений (крестное знамение, коленопреклонение, поклоны, молитвенная, медитационная мимика и пантомимика и пр.). Результатом участия в культовых действиях является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, а также художественных потребностей, потребностей в общении, катарсис, успокоение, облегчение переживаний и т.д. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображений животных или предметов охоты, заклинания духов, камлания (в религиях на ранних стадиях развития), обряды, проповедь, молитва, богослужение, праздники, посты, паломничества и др. (в развитых религиях).
В соответствии с различными видами деятельности складываются внерелигиозные и религиозные отношения. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они нерелигиозны.
Религиозные отношения представляют собой вид отношений в собственно религиозной сфере общества. Они складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности. Различают вне-культовые и культовые религиозные отношения: внекультовые реализуются посредством внекультовой религиозной деятельности, а культовые — благодаря культу. Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания; сознание полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам, атрибутизированным свойствам и связям, а также верующих друг с другом. Первые отношения в повседневной жизни рядовых верующих актуализируются обычно лишь в определенных ситуациях, а преимущественное значение приобретают их религиозные связи друг с другом.
Религиозные отношения осуществляются при помощи различных символических посредников и соответствующих способов их фиксации и опосредования. В качестве посредников могут выступать:
- предметы неживой и живой природы — икона, крест, распятие, ступа, камень, растения, животные и т.д. — и тогда религиозные отношения опосредуются в предметной, вещной форме;
- индивид или группа лиц — служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара» и др., в этом случае говорят о персонифицированном способе фиксации взаимосвязей;
- образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, Бодхи-саттвы, Мухаммада, святых и т.д. — это идеализированная, образная форма опосредования;
- язык — отдельные слова и целые предложения, содержащие наставление о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым.
Предметы, вещи, персоны, образы, слова являются знаками, которые выражают религиозные значения и смыслы, прочитываются вступающими в связь индивидами.
Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть семья, этнос, сословие, страта, класс, профессиональная группа, государство со своими подданными или части указанных групп, т.е. такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя также к одному общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные группы, выделявшиеся по религиозному признаку, — Варна брахманов в древнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах Европы, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т.д. По мере образования специальных религиозных общностей, общин, объединений, институтов, субгрупп и субинститутов к ним переходит приоритет актуализации, несения и трансляции религиозных отношений.
Религиозные отношения могут иметь разный характер — солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы. Эта борьба часто выливалась в форму религиозных войн. Но даже при «мирном сосуществовании» конфессий, как правило, среди верующих имеется представление о превосходстве «своего» объединения, конфессии, направления, религии. В соответствии с характером религиозных отношений последние могли либо смягчать социально-политическую и межэтническую напряженность и противостояние (в случаях их возникновения и возрастания), либо обострять социально-политические противоречия сословий, страт, классов, этносов, других общественных групп, государств вплоть до того, что могли способствовать возникновению войн.
В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают религиозные институты и организации. Для участия во внерелигиозных областях создаются экономические институты (например Банк Святого Духа в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и пр.), профсоюзы, женские, молодежные и прочие формирования. Складываются учреждения и в религии — внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой религиозной деятельностью (отделы образования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а среди культовых упомянем приход, причт, клир, дьяконат, епископат.
Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом и уставом, апостольскими правилами, конституциями и т.д. Организационные принципы определяют ее составные части, совокупность позиций и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев структуры, узлы деятельности и соответственно группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от условий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический, парламентско-королевский, республиканско-демократический и иные виды.
Религия выполняет ряд функций, наиболее существенными являются мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, легитими-рующе-разлегитимирующая, культуро-транслирующая функции. Религия задает предельные критерии, идеалы, с точки зрения которых понимаются человек, общество, мир, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Она восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания, обеспечивает катарсис. С помощью норм религиозного права, морали, многочисленных примеров для подражания, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Религия может в одном отношении объединять, а в другом — разъединять индивидов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки, учреждения (государственные, политические, правовые и пр.), отношения как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность каких-то из них.
Результаты, последствия выполнения религией функций бывают разные. Можно назвать некоторые принципы, реализация которых помогает давать объективный анализ роли религии, изучать ее влияние дифференцированно, в конкретных условиях места и времени.
1. Роль религии в обществе нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на общество и другие сферы общественной жизни обратное воздействие. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межэтнические отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
2. Степень влияния религии зависит от ее места в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации и секуляризации. Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, активного влияния религиозных индивидов и организаций на различные внерелигиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Америки, Азии, Африки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.
3. Своеобразно воздействие на общество, его подсистемы, на личность родоплеменных, народностно-национальных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на человека экономического, человека политического, человека морального, человека художественного, человека экологического и т.д., иными словами — на различные аспекты культуры. Неодинакова система религиозной мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйственной деятельности последователей иудаизма, ислама, католицизма, кальвинизма, православия, старообрядчества и т.д. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные, мировые религии, их направления и конфессии. Наблюдаются заметные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии и др. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями и т.д.
4. Как было сказано, религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые формы деятельности и отношений, учреждения для ориентации во вне-культовых и культовых областях. Функционирование названных элементов, связей давало соответствующий им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а заблуждения не гарантировали преобразование природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, способствовать появлению и разрастанию конфликтов. В процессе религиозной деятельности и функционирования религиозных отношений, в ходе обеспечения нужд религиозных организаций происходит создание и накопление материальной и духовной культуры — освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, распространение грамотности, развитие различных видов искусства и т.д.
Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались — многие компоненты языческой культуры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе, произведения, попавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие и т.д. В определенных условиях религия может активно влиять на развитие национальной культуры, укреплять этническое, национальное самосознание, но в то же время может способствовать формированию этноцентризма, служить фактором изоляции и обособления данного этноса от других. Нередко религиозность соединяется с идеей этнической исключительности, шовинизмом, а национальная рознь усиливается рознью религиозной. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры меняются.
5. Важно принять во внимание соотношение общегуманистического и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общегуманистического, однако это мнение не учитывает ряда фактов. В религиях представлены самые различные культуры. Даже мировых религий — три, не говоря уже о множестве народностно-национальных и родоплеменных. В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, партикулярные, патриархальные, глобальные и локальные. В различных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко неодинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях. История показывает, что в религиозных организациях представлены разные позиции — прогрессивные, консервативные, регрессивные и т.д. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко закреплены за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной позиции к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей.