Хотя некоторые формы семейной терапии в основном ориентированы на изменение характера доминирования в семье, практически нет данных, которые говорили бы о том, что вариации доминирования родителей играют какую-либо важную роль в отношении формирования психических нарушений у детей. Популяционные исследования дали самые разные результаты, однако большинство из них показало, что наиболее часто встречается равновесие во влиянии супругов на жизнь семьи, когда некоторые решения самостоятельно принимают мужья, другие — жены, а какие-то принимаются совместно. Семьи, в которых доминирует один из супругов, встречаются реже, когда же это происходит, то таким супругом несколько чаще оказывается муж, чем жена. По результатам исследований, по крайней мере за несколько последних лет, те семьи, в которых доминирует жена, как правило, характеризуются наиболее неблагополучными брачными отношениями.
Данные о разделении сфер влияния супругов в семьях, в которых растут дети с отклонениями психического развития, также довольно разнообразны. Они не позволяют обнаружить четкую тенденцию, хотя представляется, что ситуации доминирования одного из супругов встречаются более часто. Насколько позволяют судить имеющиеся в нашем распоряжении факты, несогласие, напряженность или гиперопека, возникающие из-за неудовлетворения одного из супругов характером доминирования в семье, представляются более опасными, чем сам тип доминирования, факторами, ведущими к появлению психических нарушений у детей. Нарушения могут появляться также и в тех случаях, когда тот или иной тип семейного доминирования приводит к осложнению внутрисемейного общения.
Интерес психологов к проблеме внутрисемейного общения проявился относительно недавно, однако он сыграл центральную роль в становлении такого метода лечения, как терапия всей семьи в целом (то есть той формы лечения, при которой вся семья встречается с психотерапевтом для совместного обсуждения семейных проблем). Этот аспект жизни семьи сложен для изучения, поскольку его необходимо наблюдать непосредственно. Обычно метод заключается в том, что семью просят совместно обсудить некоторые проблемы и достичь взаимно приемлемого решения. Число такого рода исследований весьма незначительно и поэтому наши сведения по этому вопросу носят сугубо предварительный характер.
Имеющиеся результаты показывают, что совместные обсуждения проблем в семьях с детьми, страдающими неврозами, или детьми с асоциальным поведением носят более острый характер, по сравнению с тем, как это происходит в семьях с нормальными детьми. Еще более характерно то обстоятельство, что в семьях трудных детей реже удается достичь совместного согласованного решения. В семьях с трудными детьми, согласно очень немногочисленным сведениям, общение является менее эффективным как потому, что оно связано с бесплодными спорами, так и потому, что оно не приводит к достижению цели — совместному согласованному решению. Конечно, исследовались несколько искусственные ситуации, однако выводы, сделанные на основе их анализа, заключаются в том, что неадекватное общение в смоделированных подобным образом обстоятельствах является полноценным примером нарушенного общения в семье, которое наиболее проявляется при попытках разрешить семейные конфликты. Это и объясняет необходимость психотерапии всей семьи в целом — методики, нацеленной на улучшение внутрисемейного общения.