Диспозициональная теория личности

Диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) теория имеет три основных направления. Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генетики и среды. Первое направление данной теории было разработано немецким исследователем Э. Кречмером. Он установил определенную связь между свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными качествами — с другой стороны. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов Э. Кречмер обратил внимание на связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию (Кречмер Э., 1924).

Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают «шизоидным» характером (замкнуты, необщительны). Лица пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) несколько чаще, чем другие люди, обладают «циклотимическим» характером (резкие перепады настроения — от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом. Английский исследователь Г. Айзенк (род. 1916) предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия/экстраверсия» (замкнутость/ общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга — ретикулярной формации. У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром — им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции, потому что у них пониженный тонус коры — их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.

Второе направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств организма, однако от каких именно и насколько — не входит в круг их исследовательских задач.

Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Оллпорт (1897—1967) — основоположник теории черт. Черта — это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Так, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека. Помимо черт Оллпорт выделял у человека особую надличностную структуру — проприум (от лат. proprium — я сам). Понятие «проприум» близко понятию «Я» гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль Оллпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума. Третье направление диспозициональной теории представлено в основном работами отечественных психологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылнцина. В их исследованиях утверждается, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств — формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т. д. По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности — проприума, а иррациональные для низших — темперамента. Согласно диспозициональной теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.

Внутренний мир человека, в частности темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в том числе электроэнцефалограмма, речевые реакции и т. д., свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. Данное обстоятельство послужило основой создания специального научного направления — дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия (Теплов Б. М., 1990; Небылицын В. Д., 1990).

Среди структурных моделей в данной теории личности наиболее известной является модель личности, построенная Г. Айзенком, который отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели представлены три фундаментальных свойства личности:
1) интроверсия/экстраверсия;
2) нейротизм (эмоциональная неустойчивость, высокая раздражительность, возбудимость) — эмоциональная стабильность;
3) психотизм. Психотизм объединяет свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.

Представители второго направления диспозициональной теории личности, в частности Г. Оллпорт, выделяют следующие три основные разновидности черт:
1) кардинальная черта. Она пронизывает все поступки человека, присуща только данному человеку и не допускает сравнений данного человека с другими людьми. Немногие люди обладают кардинальными чертами (например, милосердие — кардинальная черта матери Терезы);
2) общие черты. Эти черты характерны для большинства людей в пределах данной культуры. Среди общих черт обычно называют пунктуальность, общительность, добросовестность и т. д. По мнению Оллпорта, таких черт у человека не более Десяти;
3) вторичные черты. Эти черты менее устойчивы, чем общие. Это предпочтения в еде, одежде и т. д. Последователи Оллпорта, используя различные математические приемы, в частности факторный анализ, попытались выявить количество общих черт у человека. Вопрос о соответствии черт, выделенных на базе клинических данных, и черт, полученных на норме с помощью факторного анализа, является предметом специальных научных исследований (Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985).

Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют четыре основных формально-динамических свойства:
1) эргичность — уровень психического напряжения, выносливость;
2) пластичность — легкость переключения с одних программ поведения;
3) скорость — индивидуальный темп поведения;
4) эмоциональный порог — чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств.

Основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Как было сказано выше, некоторые авторы, например Г. Айзенк, отождествляют темперамент с личностью. Г. Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента:
— холерик — эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный;
— меланхолик — эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный;
— сангвиник — эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный;
— флегматик — эмоционально стабильный.

Однако другие исследователи утверждали, что темперамент представляет собой определенную динамическую систему и существенно отличается от понятия «личность» (Мерлин В. С, 1986). Г. Оллпорт также не включал темперамент в структуру личности. Он утверждал, что темперамент не является первичным материалом, из которого строится личность, но в то же время указывал на важность темперамента, который, будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.

Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком, истинном смысле этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека (Русалов В. М., 1999).

По В. Д. Небылицыну, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанных подструктуры: активность и эмоциональность (Небылицын В. Д., 1990). Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность — мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя эргичность, пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность — характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам. Следует отметить, что в рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее личностное образование, как характер. Данное понятие часто отождествляют с общим понятием личности, особенно в клинике, или с понятием характера, принятым в деятельностном подходе, сводящем его к морально-волевой сфере человека. По мнению Г. Оллпорта, характер — это социальная оценка личности, а не самостоятельная структура внутри личности. Целостность поведения человека характеризуется через проприум. Человек с развитым проприумом называется зрелой личностью. Зрелая личность в данном подходе обладает следующими свойствами:
1) имеет широкие границы Я, может посмотреть на себя со стороны;
2) способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям;
3) имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам;
4) адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет конкретную цель деятельности;
5) способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях;
6) обладает цельной жизненной философией.

Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально-обусловленных свойств проприума. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологических свойств, образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека.

Источник: 
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Темы: