А. О природе цинизма. - Что такое цинизм? Приведем ряд известных характеристик этого явления с тем, чтобы затем показать, каким образом оно связано с защитной изоляцией. Вопрос истории цинизма в Древней Греции здесь обсуждать не будем.
Цинизм - это нигилистическое отношение к морали, человеческой жизни и другим ценностям, которые считаются важными для общества. Цинизм выражается в виде издевательского глумления, например, над чувствами и идеями других.
Циниками являются те, кто идет к своей цели любыми средствами. Лозунг (т. е. ядерная психо-логика) таких людей известна: «Цель оправдывает средства».
Цинизм индивида и социальной группы нередко исходит из превосходства в силе. Но циниками могут стать также и те, кому нечего терять. Поэтому циниками нередко становятся бедняки, эксплуатируемые люди. Духовная опустошенность - одна из основ цинизма. Наконец, цинизм как совокупность черт, тенденции и форм поведения, может стать характерологическим комплексом человека.
Б. Цинизм и защитный механизм изоляции. - Цинизм, если подходить к нему с позиций теории фрустрации и психологической защиты, можно считать для человека средством освобождения своих мыслей от груза эмоций. Но в таком случае это скорее цинизм по отношению к тем своим чувствам, которые связаны с фрустрациями прошлого, само-цинизм.
Например, я переживаю гнев при фрустрации Ф1, но теперь я смеюсь над собой по поводу того, что подобное событие могло вызвать у меня такое сильное чувство. Теперь я убежден, что Ф1 - это не то событие, которое должно было вызвать во мне подобную сильную эмоцию. Теперь я издеваюсь над прошлым своим чувством. Но какое это оказывает влияние на данное чувство? Изменяется ли оно, подавляется ли, или, может быть, заменяется новым чувством?
Если я в прошлом допустил какую-либо ошибку и пережил неприятные чувства, то теперь я могу считать, что ошибка или правильное решение (истина или ложь и другие ценности) весьма относительны, они по-разному понимаются в различных этнических культурах и социальных слоях и т. п. Подобный циничный принцип относительности действительно может играть психозащитную роль, и есть немало людей, которые развиваются именно в этом направлении. Такая точка зрения освобождает нас от переживания этического чувства вины и стыда, т. е. от фрустрации.
Если в прошлом человек совершил аморальные или преступные поступки, при этом переживая чувства вины и стыда, то теперь он может подвергнуть их циничному пересмотру и разрушению. Но к каким последствиям для личности приводит подобная “цинизация” - это еще надо исследовать.