Cетевые политические отношения как объект анализа

Методологические подходы к анализу политических сетей отталкиваются от утверждения, что в основе процессов выработки и реализации публичной политики лежит сетевое взаимодействие. В то же время в научной литературе встречается использование различных исследовательских стратегий, что обусловлено различными трактовками понятий политических сетей и сетевой публичной политики. С точки зрения организационных исследований сетевой подход ориентирует нас на выявление разделяемых ценностей и взаимных интересов, вырисовывающихся в рамках новой институциональной методологии. С другой стороны, анализ политических сетей направлен и на изучение процессов ресурсного обмена и ресурсозависимостей, отсылающих нас к теории рационального выбора1. Однако в отличие от моделей рационального поведения, которые базируются на утверждении об индивидуальных интересах акторов, или организационных моделей, сфокусированных на характеристиках отдельных субъектов, в сетевом анализе мы считаем, что отношения сами по себе уже являются объектом исследования. Интерес к изучению отношений между различными институтами возник, как уже упоминалось выше, в рамках организационной теории. Большая часть исследований в этом направлении сначала была сосредоточена на факторах, детерминирующих межорганизационные отношения, а сам анализ был сфокусирован на отношениях между двумя организациями (диадах), но постепенно произошел переход к изучению непосредственно структур, состоящих из нескольких институтов, организационных сетей. В данном аспекте концепция политических сетей полезна для дифференцирования и описания группы государственных и частных организаций, которые вовлечены в государственную политику и имеют стабильные взаимосвязи между собой. Таким образом, основной категорией, на которой мы фокусируемся, изучая политические сети, являются отношения. Именно взаимные связи между субъектами и делают сеть сетью. В такой исследовательской стратегии сетевой анализ заключается в измерении и изучении отношений между группами акторов. Взаимозависимость — это ключевой фактор в построении и поддержании политических сетей. Мы можем видеть, имеют ли определенные акторы более сильные взаимозависимые отношения, так же как и проанализировать системные характеристики всего набора отношений. Структурные свойства сетей могут влиять на характеристики и деятельность акторов.

Итак, мы выяснили, что базовой целью сетевого анализа является идентификация и интерпретация системы отношений между акторами. Для дальнейшей ясности терминологии определим

сетевые отношения как устойчивые связи, которые возникают между двумя участниками сетевого взаимодействия и обладают определенным содержанием, описывающим характер коммуникации и ресурсной зависимости между данными акторами.

После определения совокупности акторов, которые составляют сеть, исследователи выясняют, между какими из них возникают устойчивые связи. В некоторых случаях, когда невозможно определить стабильность отношений, во внимание берется частота взаимодействий.

Важно отметить, что, исследуя политические сети, мы можем выделять различные типы отношений. Например, классифицируя сетевые отношения по типу субъектов, выделяют персональные, представительные и институциональные. К персональным относятся коммуникационные связи, возникающие между отдельными индивидами и носящие неформальный характер. Представительные связи имеют место тогда, когда субъекты из разных организаций осуществляют коммуникацию на официальном уровне (переговоры, деловая переписка и т.д.). Институциональные связи образуются, когда передача или обмен информацией между организациями происходит без вовлечения персоналий с их организационными ролями. К таким связям можно отнести периодический плановый обмен данными между финансовыми институтами, образовательными учреждениями, силовыми структурами и т.д. Исследование механизмов выработки и реализации публичной политики, безусловно, подразумевает акцент на первых двух типах сетевых отношений. Р. Родс, например, в качестве решающего элемента политической сети отмечает значимость структурных отношений между политическими институтами, а не межперсональных отношений внутри институтов. Безусловно, в данном контексте институциональные связи могут возникать на основе персональных, но после их установления в процессе сетевого взаимодействия структурные отношения между акторами, по мнению большинства исследователей, превалируют. В то же время в сетевом политическом анализе достаточно сложно разделять персональные и представительные связи, поэтому в дальнейшем в данной главе под сетевыми отношениями мы будем подразумевать отношения между индивидами, которые представляют институты, и считать, что они являются как персональными, так и представительными.

Однако классификация по типу субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии, не всегда позволяет нам оценить содержательную часть возникающих между акторами отношений. В этой связи обратимся к методологии анализа социальных сетей, так как вышеупомянутые персональные и представительные связи, несомненно, являются социальными отношениями. Ноук и Куклински в своей работе, посвященной сетевому анализу, дают довольно обширную типологию отношений, которые можно изучать в сетях:
индивидуальные оценки (дружба, уважение, симпатия и т.д.);

  • трансакции или передача материальных ресурсов (кредитование, покупка, продажа и т.д.);
  • трансфер нематериальных ресурсов (коммуникация);
  • взаимодействие (кооперация);
  • формальные роли;
  • родство.

Говоря об исследовании политических сетей, на наш взгляд, необходимо обращать внимание на все эти типы отношений, так как логика неоинституционализма подсказывает, что неформальные отношения непосредственно влияют на процессы выработки и реализации политики. Анализ сетевых отношений содержит в себе множество исследовательских проблем. Как отношения между каждыми парами акторов вписываются в систему всех сетевых отношений? Каким образом сетевые отношения влияют на роли акторов и на функционирование сети? Как соотносятся персональные и представительные связи? Какова методика изучения сетевых отношений?

Помимо того что мы выделили некоторые типы сетевых отношений, необходимо отметить также, что связи между акторами могут быть описаны с точки зрения различных критериев. Основные характеристики сетевых отношений приведены в табл. 2.15. Изучение данных параметров играет важную роль в анализе политических сетей, так как природа этих отношений может оказывать значительное влияние на процессы выработки и реализации публичной политики.

Одним из важных этапов сетевого анализа публичной политики является моделирование сетевых отношений. Использование различных моделей позволяет нам фокусироваться на отдельных аспектах функционирования политических сетей: на акторах, отношениях, процессах коммуникации в сетях, специфике ресурсозависимости, принципах выработки и имплементации решений, характеристиках политической сети в целом и т.д. Построение моделей отношений между акторами сети дает исследователю богатую пищу для размышления. Интерпретируя сетевую модель, мы можем выявлять роли различных участников сетевого взаимодействия, анализировать динамику сетевого развития, выделять характерные черты возникающих отношений, находить отдельные части сети или кластеры, проводить сравнительные исследования сетей в разных отраслях или странах и многое другое.

В сравнительных исследованиях политических сетей часто используется метод построения сетевых карт (моделей) для анализа структуры отношений. В то же время и в работах, посвященных непосредственно анализу сетевых отношений, можно встретить визуализацию некоторых сетевых параметров для удобства представления материала. Например, в работе Х. Б. Милварда и К. Г. Прована «Измеряя сетевую структуру» параметр мультиплексности визуализирован в виде «экрана радара» (рис. 2.1, 2.2). На данных рисунках агентства, имеющие большее количество связей с СМНС, расположены ближе к центру.



Методы сбора информации для дальнейшего моделирования сетевых отношений зависят от тех целей, которые ставит перед собой исследователь. Это могут быть, например, контент-анализ средств массовой информации, биографический метод, выявление участников рабочих групп по выработке государственных решений, экспертные интервью и т.д. Следует учесть, что для получения данных желательно использовать различные методы, что позволит нивелировать проблемы репрезентативности и полноты получаемой информации.

Анкетирование и интервьюирование методом «снежного кома».

Политические сети и характер сетевых отношений можно выявить с помощью техники интервью методом «снежного кома». Основной принцип данного метода состоит в том, чтобы определять участников сети следующим образом: каждый интервьюируемый представитель предлагает исследователю актора для следующего интервью. Этот подход, в котором структура сети определяет себя сама, выявляет подходящих акторов, принимающих участие в процессах выработки и реализации политики, без учета формальных иерархий и организационных границ. Кто включен в сетевое взаимодействие, а кто нет, проявляется в качестве результата эмпирического исследования. «Снежный ком» начинается с нескольких ключевых акторов, которых исследователь априори считает наиболее активно участвующими в сетевом политическом управлении. Эти респонденты отвечают на вопросы, связанные с механизмами выработки и принятия решений, а также их просят указать, с кем они осуществляют коммуникацию в данных процессах. Таким образом, критерии включения в политическую сеть определяются самими респондентами. Дальнейшие интервью проводятся с указанными акторами в том же ключе до тех пор, пока не возникает постоянного повторения информации. Когда ответы респондентов не добавляют ничего нового в картину исследуемых процессов и не указывают на новых участников политической сети, сбор информации можно считать законченным. В то же время метод «снежного кома» в случае с сетевым анализом публичной политики имеет и некоторые ограничения. Основной проблемой в данном контексте является невозможность определения изолированных акторов сети. Возможно даже, что некоторые кластеры или подгруппы окажутся вне поля зрения исследователя, если, например, его первоначальная гипотеза о ключевых акторах, с которых началось интервьюирование, оказалась неверной. Еще одним недостатком интервью в целом является риск того, что респонденты могут что-то забыть или намеренно умолчать о каких-либо фактах или акторах. Безусловно, эта проблема во многом связана со степенью публичности анализируемых политических сетей и решений. Пример анкеты, используемой для опроса методом «снежного кома», а также изучения характера сетевых отношений, представлен в приложении к данной главе.

Ивент-анализ. Многообразие возникающих между акторами отношений обуславливает и множество методов их идентификации. Одним из распространенных методов, который особенно востребован, когда невозможно провести анкетирование или интервью, является ивент-анализ, т.е. изучение фактов совместного участия акторов в различных публичных формах взаимодействия, где могли возникать сетевые отношения. К таким формам, например, относятся конференции, круглые столы, общественные слушания, заседания экспертных и консультативных советов при органах власти или ассоциациях. Такой анализ дает нам возможность выявить не только возникающие отношения, но и их частоту, стабильность, мультиплексность.

Ключевые слова: Политические сети
Источник: Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014
Материалы по теме
Политические сети и факторы окружающей среды
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Сетевые ресурсы и социальный капитал
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Интеллектуальный капитал организации как ресурс сети
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Коммуникационные механизмы сетевого политического обмена
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Ресурсные связи в политических сетях
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Коммуникация в политических сетях
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Общие методологические установки концепции «политических сетей»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Менеджмент знания и сетевая коммуникация
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Оставить комментарий