Бюджетно-налоговая политика

+1
+1
-1

Сотрудничество людей представляет собой единство идеологии, политики и практики. Это так на разных уровнях сотрудничества — домохозяйств, фирм, стран мира.

Идеология — система идей, мыслей, знаний, которые определяют деятельность субъектов. Наука — идеология прогресса. Политика — средство превращения идеологии в практику.

А. Политику различают по субъектам. Ее проводит не только правительство, но и другие субъекты рынка — фирмы и домохозяйства. Здесь рассматриваем только политику государства. Атрибутами государства являются идеология и претворяющая ее в практику политика.

Политика правительства — система мероприятий по превращению идеологии в практику.

Важнейшей формой политики является экономическая политика государства. К ней относятся все мероприятия власти по отношению к экономике.

Цели экономической политики:
экономический рост;
полная (высокий уровень) занятость;
экономическая эффективность;
стабильность цен;
справедливость распределения;
экономическое обеспечение нетрудоспособных;
сбалансированная торговля;
сглаживание колебаний экономических циклов.

В целом ее целью является поддержание экономического равновесия на уровне полной занятости ресурсов, что приводит к ликвидации вынужденной безработицы.

При конкретном анализе выделяют разные формы экономической политики - кредитную, таможенную, финансовую и т. п. Каждая из них — единство более конкретных видов политики.

Б. Государственную политику различают по объектам:

,

Функционирование финансов осуществляется на основе системы конкретных форм политики:
— фискальной (бюджетно-налоговой) политики правительства;
— монетарной (денежно-кредитной) политики центрального банка (ее рассмотрим в теме 31).

Фискальную политику проводит правительство — манипулирование доходами и расходами госбюджета для достижения макроэкономического равновесия при полной занятости ресурсов. Она обеспечивает поступление доходов в государственный бюджет. Ее элементами являются и другие формы.

Фискальную политику различают по цели:
— экономический рост;
— стабилизация экономики (антициклическая);
— антиинфляционная (борьба с инфляцией);
— занятости и т. п.

Дискреционная — целенаправленное, сознательное вмешательство государства в формирование доходов и расходов бюджета, проводимое для преодоления неблагоприятных последствий конъюнктуры. Ее инструменты:
— ускоренная амортизация;
— займы;
— госинвестиции;
— госзакупки;
— общественные работы;
— изменение налоговых ставок;
— изменение трансфертных платежей, субсидий.

Выделяют две ее формы:
1. Стимулирующая (экспансионистская) — поддержка во время спада. Она направленна на увеличение производства и занятости. Ее проводят в период спада.

Задача государственной экономической политики в период циклического спада и депрессии — добиться увеличения выпуска до потенциального уровня и достижения полной занятости путем увеличения совокупного спроса.

Для роста выпуска и занятости производится:
— увеличение государственных закупок;
— выделение трансфертов;
— снижение налогов.

В результате растет совокупный спрос, и фирмы поддерживают адекватное предложение. При этом выпуск увеличиваются больше, чем было, — эффект мультипликатора.

2. Рестриктивная (сдерживающая) дискреционная политика во время подъема направлена на сокращение объема производства. Она проводится в период бума с целью ликвидации перегрева экономической конъюнктуры посредством уменьшения государственных закупок и т. п.

Недискреционная (автономатическая, пассивная) фискальная политика — это хозяйственное законодательство, предусматривающее наличие встроенных стабилизаторов:
— субсидии;
— гострансферты, пособия по безработице;
— программы по поддержанию бедных;
— прогрессивная налоговая политика.

Встроенный стабилизатор — это механизм, автоматически сглаживающий колебания совокупного выпуска и занятости. Типичным примером встроенного стабилизатора является система пособий по безработице. Во время циклического спада число безработных растет и объем трансфертов в виде пособий по безработице автоматически увеличивается. Это не позволяет совокупному спросу упасть до уровня, который был бы в случае отсутствия этого встроенного стабилизатора.

Напротив, во время экономического бума сумма пособий по безработице автоматически сокращается, что воздействует на «перегретую» экономическую конъюнктуру «охлаждающим» образом без специальных мер со стороны правительства.

Наиболее широко распространенной разновидностью встроенных стабилизаторов является прямое подоходное налогообложение домохозяйств. Стабилизирующее воздействие подоходного налогообложения заключается в следующем. В период депрессии, когда выпуск и совокупный доход снижаются, налоговые отчисления в бюджет автоматически сокращаются. Это оказывает взбадривающее воздействие на совокупный спрос, выпуск и занятость без вмешательства правительства. Напротив, в период «перегрева» экономики, когда совокупный выпуск выходит за пределы потенциального ВВП, сумма налоговых отчислений автоматически возрастает, что оказывает сдерживающее воздействие на экономическую конъюнктуру и опять-таки безо всяких специальных решений правительства.

Налоговый мультипликатор показывает, во сколько раз изменение выпуска продукции превышает вызвавшее его изменение автономных налогов. Поскольку MPS < MPC < 1, то величина налогового мультипликатора больше единицы, но меньше величины мультипликатора государственных закупок.

Комбинированная фискальная политика — это разновидность дискреционной фискальной политики, которая предполагает одновременное изменение государственных закупок и автономных налогов.

Воздействие одновременного роста государственных закупок и снижения автономных налогов на объем производства и совокупный доход будет представлять собой суммарный результат этих двух фискальных мероприятий.

Система налогообложения предоставляет государству возможность воспользоваться как инструментами дискреционной фискальной политики, так и результатами функционирования встроенных стабилизаторов.

Источник: 
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Отправить комментарий