Альтруизм и агрессия

Альтруизм — мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.

Согласно теории социального обмена Дж. Хоманса, альтруизм — это оказание помощи. Подобно любому поведению в обществе, он мотивируется стремлением минимизировать расходы и увеличить, насколько возможно, доходы. Другие представители этого направления считают, что подлинно альтруистическая обеспокоенность положением других также может мотивировать людей.

Теория социальных норм описывает две общественные нормы, которые мотивируют альтруизм: норма взаимности и норма социальной ответственности. Норма взаимности побуждает людей отвечать на помощь помощью и не вредить тому, кто ее оказал. Норма социальной ответственности вынуждает оказывать помощь нуждающимся, даже если они не в состоянии ответить тем же. Ф. Зимбардо, М. Ляйппе считают, что социальная норма, которую они назвали «правило чувства долга», или «правило последовательности», может стимулировать повторное проявление альтруизма: просьба о маленьком одолжении часто заставляет человека проявлять альтруизм.

Эволюционная теория признает два типа альтруизма: преданность роду и взаимность.

Можно выделить несколько факторов, способствующих оказанию помощи.

1. Число очевидцев. Чем больше число очевидцев чрезвычайной ситуации, тем меньше из них замечает случившееся; тем меньше они склонны рассматривать ситуацию как чрезвычайную; тем меньше они склонны брать на себя ответственность по ее разрешению.
2. Влияние эмоций. Люди склонны помогать, когда они чувствуют вину перед кем-то, опечалены, счастливы.
3. Религиозность стимулирует оказание помощи.
4. Влияние ситуации. Стимулирует проявление альтруизма:
а) пример окружающих, оказывающих помощь,
б) наличие свободного времени.

Агрессия — мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.).

Практически все теории человеческой агрессии можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют те теории, которые рассматривают агрессию как видовое поведение. Вторую — те, которые рассматривают агрессию как проявление индивидуальности личности.

Представители инстинктивистской теории, или теории влечения (З. Фрейд, К. Лоренц и др.), полагают, что агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «за-программированны» на подобные действия.

С точки зрения бихевиористов (А. Бандура, Л. Берковиц и др.), агрессивное поведение, как и другие формы поведения, является приобретенным и определяется тем, что человек стремится добиться максимального преимущества.

Фрустрационная теория Дж. Долларда возникла как противопоставление концепции влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс, т. е. агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию, попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Источник: 
Слотина Т.В., Психология общения