Шкала социальной желательности (Д.Кроун, Д. Марлоу)

Опросник разработан Д.Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения.

Тест состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Этот показатель характеризует мотивационную структуру субъекта и, в частности, степень его зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям. Иными словами, шкала позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей.

В России известен русскоязычный сокращенный вариант шкалы (20 утверждений), (автор - Ю. Л. Ханин, 1974, 1976).

Инструкция
«Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите "да", если же оно неверно, то - "нет"».

Стимульный материал:
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Ключ для обработки результатов:
За каждый ответ, совпадающий с ключом начисляется 1 балл. Ответы «Да» - на вопросы 1,2,3,4,5,8,11,14,15,16,20. «Нет» - на вопросы 6, 7,9,10,12,13, 17,18,19.

Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов.

Интерпретация:
Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

Ключевые слова: Методики, Социальность
Материалы по теме
Классификация социально-психологических методов
Немов Р.С, Социальная психология
Методика «Мотивация аффилиации» в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Методика PARI (родительско-детские отношения)
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Предмет, задачи и методы социальной психологии
Жуйкова И.В., Социальная психология
Способность к лидерству (Автор Р. С. Немов)
Урбанович А. А. Психология управления
Теория возбуждения и социальная фасилитация / социальный вред
Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. —...
Социально психологический анализ общества
Деркача А.А., Социальная психология
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Оставить комментарий