Оценка инновационного потенциала

Такие видные эксперты в области инновационного менеджмента как Диана Коуль (Diane Coyle) и Мэри Бэт Чайлдс (Mary Beth Childs)1 а также Георгио Сирилли (Giorgio Sirilli) полагают, что существуют 4 основные поколения взглядов на определение инновации и оценке инновационного потенциала компании:
1) Первое поколение (1950 - 1960);
Понятие инновации определялось как продукт важных интенсивных передовых исследований и разработок со стороны научно-технического персонала с привлечением определенной доли государственного и/или частного капитала.
2) Второе поколение (1970 - 1980);
Понятие инновации определялось как охраняемое патентным правом изобретение, полученное в результате научных разработок, признанных научным сообществом, что имело отражение в ссылках научных исследователей на научно новые результаты инновационных исследований, которые дают новый продукт, удовлетворяющий потребности общества на новом, более качественном уровне.
3) Третье поколение (1990 - 2000);

Понятие инновации определялось как входящая в глобальный инновационный индекс разработка, полученная в ходе инновационных исследований с применением принципов бенчмаркинга (перенятия и применения положительного опыта других компаний, научно-исследовательских групп и институтов), в условиях максимальной креативной отдачи человеческих ресурсов в условиях высокого развития индикаторов ICT.

Следует сказать несколько слов относительно некоторых терминов:
Индикаторы ICT - это индикаторы развития телекоммуникационных связей, которые, согласно концепции многих, в том числе, упомянутых ранее, исследователей, являются важным фактором в развитии инноваций в 1990-х годах.

Бенчмаркинг (benchmarking) - это процесс сравнение и сопоставления практик, применяемых в данной отрасли и иных отраслях, которые в наибольшей степени могут подходить для данного конкретного предприятия.

глобальный инновационный индекс - это мировой показатель передовых разработок в рамках экономик государств, который показывает степень развитости потенциала к передовым исследований в рамках научных сообществ суверенных стран.

Он бывает двух основных видов:

По версии Бостонской Консалтинговой Группы;
По версии БКг, в глобальный инновационный индекс входит расчет таких показателей, как политические индикаторы, налоговые показатели, политика государства в области иммиграции, образования и защиты интеллектуальной собственности.
БКг делит все страны на 2 большие группы: с позитивным климатом (50 стран) и с негативным климатом (60 стран). Россия занимает промежуточное положение между двумя списками, занимая 51-место с общим индексом в -0,09. Принцип расчета индикаторов, в целом, имеет схожие индексы и методы их общего расчета со следующим методом.

В приложениях к данному учебному пособию дан глобальный инновационный индекс по версии БКГ на конец 2011г. - начало 2012г.

По версии INSEAD
INSEAD на 2012 год охватит 125 стран мирового сообщества, более 93,2% всего населения Земли и свыше 98% суммы ВВП всех экономик мира (в пересчете на Американские доллары). В INSEAD входят 4 основные индекса:
1 - это сам Глобальный инновационный индекс (GII score), который рассчитывается как средняя величина от индексов КВИ и КИВ, указанных в пунктах 2 и 3; Россия по этому индексу в 2012 году должна занять примерно 56 место с показателем 35,9, уступая Сербии (55), Вьетнаму (51), Мавритании (53), Румынии (50), Ливану (49), Молдове (47), Хорватии (44), Польше (43), Болгарии (42), Чили (39), Словакии (38), Словении (31), Чехии (28) и Венгрии (26).

Первые десять мест в 2012 году должны занять соответственно: Швейцария (63,8); Швеция (62,1); Сингапур (59,6); Гонг-Конг (58,8); Финляндия (57,5); Дания (57); США (56,6); Канада (56,3); Нидерланды (56,3); Великобритания (56).

2 - это кумулятивный индекс ввода (КВИ, или Input score), рассчитываемый на основе пяти факторов: инновационные институты; использование человеческого капитала и уровень исследований; развитость инфраструктуры; сложность работы с рынком; сложность ведения бизнеса в стране. По всем пяти показателям рассчитывается средняя величина, которая и составляет итоговый индекс.
Россия заняла 59-е место по этому показателю в 2012 году (40,7); 2013 - 60-е.
3 - это кумулятивный индекс вывода (КИВ, или Output score), рассчитываемый на основе двух факторов: завершившиеся научные разработки и завершившиеся креативные разработки. По обоим рассчитывается средняя величина, которая и составляет итоговый индекс.
Россия должна занять 50-е место по этому показателю в 2012 году (30,9).
4 - это Индекс инновационной эффективности (ИЭ-индекс, или Innovation Efficiency Index) - это соотношение индекса вывода (КИВ) и индекса ввода (КВИ).

Россия занимает по нему 52-е место в мире с показателем 0,8.

Более подробно ознакомиться с данным рейтингом по состоянию на конец 2011 - начало 2012года Вы можете в Приложениях в данному учебному пособию.

Все страны по версии INSEAD по инновационному потенциалу можно условно разделить на несколько больших групп:

Лидеры по степени развития инновационных идей и развития инновационного потенциала в коммерчески успешные проекты - это первые 26 стран, список которых замыкает Венгрия (на нач. 2012г.);

Догоняющие страны по степени развития инновационных идей и развития инновационного потенциала в коммерчески успешные проекты - это следующие 24 страны, список которых замыкает Румыния (на нач. 2012г.);

Страны с неразвитым климатом для развития инновационных идей и развития инновационного потенциала в коммерчески успешные проекты - это следующие 25 стран, список которых замыкают Парагвай и Бруней (на нач. 2012г.); Россия относится к лидерам данной группы стран, занимая 6-е место в данном списке;

Страны, в которых присутствует негативная среда, которая существенно мешает предварению в жизнь практически любых инновационных проектов - это следующие 25 стран, список которых замыкают Индонезия и Сенегал (на нач. 2012г.);

Страны, в которых практически нет инновационной деятельности - это следующие 25 стран из списка, который замыкают Судан и Алжир Сенегал (на нач. 2012г.);

Страны, у которых отсутствует инновационная деятельность -это страны, которые не вошли в список INSEAD.

Согласно исследованиям INSEAD, степень раскрытия инновационного потенциала по большей части зависит от среднего уровня дохода в стране. Практически все страны-лидеры имеют высокий (HI) уровень дохода; догоняющие страны - средний уровень дохода (UM), а отстающие и прочие страны имеют пограничный средний, низкий (LM) или крайне низкий (LI) уровень доходов. Данные о среднем уровне дохода в странах и развитии их инновационного потенциала можно найти в приложениях в конце данного методического пособия.
4) Четвертое поколение подходов к определению инноваций (2000 - 2012).

Инновация - это синергетическая совокупность знаний, нематериальных активов, информационных технологий, техник менеджмента, оценки доходности и риска в рамках динамично развивающихся систем, которая нацелена на захват определенных рыночных кластеров с целью оптимизации спроса. Именно эти термины: знания, нематериальные активы, информационные технологии, менеджмент, динамичные системы, рыночный кластер и нематериальные активы - являются ключевыми в современном подходе к инновациям1.

В рамках четвертого поколения применяются комплексные модели оценок для определения инновационного потенциала организации.

Считается, что инновационный потенциал компании устанавливается на основе балльно-рейтинговой системы показателей. Такой подход является в достаточной степени применимым.

При этом, оцениваются следующие отрасли: стратегия и планирование; маркетинг; технологический процесс; управление качеством; логистика; управление персоналом.

Стратегия и планирование включает в себя такие сферы как: идею о будущем компании (A); миссия, цели, сотрудники (B); инновационные программы компании (C); модификации планов (D); итоговые показатели оценки эффективности исполнения плана (E); управление проектами (F).

Маркетинг включает в себя такие сферы как: отслеживание текущих тенденций на рынке (A); оценка конкурентного положения на рынке (B); ориентация на клиента (C); мониторинг отношения покупателей к продукции фирмы (D); использование маркетингового информационного потока внутри организации (E); сам маркетинговый и финансовый контроль (F).

Технологический процесс включает в себя такие сферы как: возможность сохранения конкурентоспособности продукции фирмы в будущем (A); изменения в технологиях (B); сбор импульсов рынка для их внедрения в технологические процессы (C); оценка окупаемости инвестиций (D); калькуляция и мониторинг производственной себестоимости (E); обеспечение достаточного количества ресурсов для развития (F).

Управление качеством включает в себя такие сферы как: мониторинг изменений, сказывающихся на системе управления качеством в компании (A); личный вклад сотрудников в систему управления качеством (B); внешний аудит качества в компании (C); мониторинг тенденций во внешней среде (D); мониторинг влияния наблюдаемых изменений в области управления качеством на процессы внутри организации (E); покрытие стоимости от изменяемых стандартов, правил, процедур и законодательства в сфере управления качеством и в рамках экологического аспекта (F).

Логистика включает в себя такие сферы как: организация каналов закупок и распределения внутри компании (A); оптимизация логистических процессов в организации (B); мониторинг информационных и коммуникационных потоков между компанией и ее партнерами (C); гибкость логистических процессов (D); внедрение инноваций в логистические процессы (E); логистический и финансовый контроль (F).

Организация управления персоналом включает в себя такие сферы как: удовлетворенность сотрудников (A); мотивация сотрудников (B); система менеджмента и каналы коммуникаций (C); система управления конфликтами (D); информационная система компании (E); корпоративная культура (F).

Известный чешский исследователь Jiff Vacek провел исследование инновационного потенциала крупнейших инновационных компаний Чешской Республики (Чехии) по указанной методике по 4-х балльной шкале. Результаты исследования приведены в переведенной автором диаграмме.

Проект Концептуальная наука1 провел собственное исследование инновационного потенциала регионов Севера России. Результаты их исследования проведены далее. Северные регионы традиционно играют исключительно важную роль в развитии экономики России. На Севере сосредоточено почти 80 % минерально-сырьевого потенциала страны, огромная часть бореальных лесов (5,5 млн. кв. км) и другие важнейшие природные ресурсы. Они дают положительную ренту, за счет которой формируется около 70 % золотовалютного резерва России.

Север производит 20% ВВП России, выступая одним из ее ведущих источников твердой валюты. Представляя 80% населения всего мирового Севера, российский Север является наиболее заселенной его частью. Здесь живут более 12 млн чел., в том числе 200 тысяч представителей коренных народов.

Следует отметить, что сегодня добыча и переработка полезных ископаемых составляют основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации. В окраинных регионах добывающие предприятия являются градообразующими и обеспечивают до 75% рабочих мест. Нефть, природный газ, уголь, черные, цветные и благородные металлы, алмазы обеспечивают стабильную социально-экономическую обстановку в регионах севера европейской части России.

Однако, все северные регионы по интегральной оценке инновационного потенциала отстают от Российской Федерации, поэтому в первую группу, объединяющую субъекты Федерации по развитию инновационного потенциала, соответствующего среднему для страны уровню, входит один северный регион -Магаданская область.

Ключевые слова: Инновации
Источник: Шеметев А.А., Международные стандарты инновационного менеджмента
Материалы по теме
Понятие инновация, ее определение
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Перечень основных методов инновационного менеджмента
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Виды инноваций
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Сущность категории «инновационная активность»
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Управление инновациями
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Инновационные цели организации
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Риски в инновационной деятельности
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Инновационный потенциал организации
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Оставить комментарий