Содержание и значение финансового планирования

Понятие «планирование деятельности предприятия» может быть охарактеризовано с двух сторон: во-первых, с точки зрения теории фирмы и ее природы; во-вторых, конкретно-управленческой как одной из функций финансового менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение. Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны. Возможность и необходимость планирования как определенного вида деятельности управленческого персонала обусловлены потребностями хозяйственной деятельности. С помощью планирования сводятся к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующих субъектов. Кроме того, устраняются излишние трансакционные издержки внутри фирмы по торговым сделкам (контрактам), например, на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.

В процессе планирования можно оценить:

  1. уровень развития предприятия (экономический потенциал) и результаты его финансово-хозяйственной деятельности;
  2. объем ресурсов (включая и финансовые), при которых могут быть достигнуты цели предприятия;
  3. отдачу вложенных предприятием в конкретные инвестиционные программы (проекты) средств.

На основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществляются организация запланированных работ, мотивация персонала, контроль результатов и их оценка на базе плановых показателей. Предприятие не в состоянии устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью прогнозирования. Как показывает практика развитых стран, использование планирования создает для корпорации следующие преимущества:

  • дает возможность подготовиться к будущим неблагоприятным условиям в рыночной конъюнктуре;
  • позволяет оценить возникающие проблемы;
  • стимулирует менеджеров к реализации своих решений;
  • улучшает координацию действий между структурными подразделениями предприятия;
  • обеспечивает предприятие полезной для него информацией;
  • способствует более эффективному использованию ресурсов и усилению контроля в корпорации.

Разработка предприятиями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Определим основные понятия, связанные с финансовым планированием. Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составлялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).

Бюджет предприятия — оперативный финансовый план, составленный, как правило, на период до одного года, отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — оперативный (текущий) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом предприятия — источниками формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса), например прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий период.

Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Бюджет по балансовому листу — один из ключевых видов оперативного финансового плана предприятия, отражающий прогноз активов и пассивов бухгалтерского баланса на конец предстоящего квартала. Целью разработки бюджета по балансовому листу является определение возможности прироста отдельных активов за счет предполагаемых источников финансирования по пассиву баланса. С помощью этого документа обеспечивается финансовая устойчивость предприятия в прогнозном периоде.

Бизнес-план — основной документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В данном документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются ключевые параметры проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.

Значение внутрифирменного финансового планирования заключается в следующем:

  • намеченные стратегические цели предприятия преломляются в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость проданных товаров, прибыль, инвестиции, денежные потоки;
  • устанавливаются стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
  • определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных планов предприятия;
  • оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась по сравнению с той, что была в централизованно управляемой экономике. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу, во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности; во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетной системой, социальными фондами, банками, другими кредиторами и тем самым оградить себя от штрафных санкций. В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения договорных обязательств партнерами. Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.

Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам, рекламе и т.д. Назначение финансового плана — прогноз среднесрочной и долгосрочной финансовой перспективы, а также определение текущих доходов и расходов. Среднесрочный финансовый план составляется, как правило, на год с распределением показателей по кварталам, долгосрочный — на ближайшие два-три года, текущий — на квартал, с помесячной разбивкой доходов и расходов.

Важнейшие объекты финансового планирования:

  • выручка от реализации проданных товаров (услуг, работ);
  • прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
  • фонды специального назначения и их использование (например, резервный фонд в акционерных обществах);
  • объем платежей в бюджет и в социальные фонды;
  • объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
  • плановая потребность в оборотных активах; объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

В условиях конкурентной среды и прогнозируемого рынка сбыта товаров большое значение имеют перспективные финансовые планы, выходящие за рамки одного года (на 2—3 года вперед), например разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

В любом случае основой финансовой стратегии предприятия остается самофинансирование. Оно складывается из собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений — более 50% от объема денежных ресурсов), привлеченных средств, а иногда и государственных. Однако привлеченные средства (например, кредиты банков), являясь платными, существенно снижают рамки самофинансирования предприятия. Необходимость повышения доли собственных средств в общем объеме финансовых ресурсов должна побуждать предприятие осуществлять более гибкую техническую, кадровую, маркетинговую и финансовую политику. Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:

  1. договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
  2. учетная политика;
  3. результаты анализа бухгалтерской отчетности (формы № 1,2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
  4. прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям на основе заказов, прогнозов спроса на нее, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные денежные средства и в порядке бартерного обмена. На базе показателей сбыта рассчитываются объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;
  5. экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами РФ (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.).

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных и инновационных программ и проектов.

Ключевые слова: Финансы, Планирование
Источник: Финансы, денежное обращение и кредит, под ред. Романовского, Врублевской
Материалы по теме
Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования на предприятии
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Финансовое планирование на уровне государства и его субъектов
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Финансовое планирование
Финансы., Эви Боди, Роберт Мертон
Финансовое планирование и прогнозирование
Финансы, денежное обращение и кредит, под ред. Романовского, Врублевской
Принципы финансового планирования
Финансы, денежное обращение и кредит, под ред. Романовского, Врублевской
Формирование системы планирования финансовых ресурсов предприятия
Управление финансовыми ресурсами / И. Л. Бланк. М.: Издательство «Омега-JI» : ООО «Ольга»,...
Финансовые рынки как основа финансовой системы национальной экономики
Финансы: Учеб, пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. В 2 т. — М.: ИНФРА...
Финансовые инструменты в контексте оценки инвестиционной привлекательности фирмы
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Оставить комментарий