Планирование социальной работы

Первые попытки разработки и выполнения планов социального развития были предприняты во второй половине 60-х годов в производственной сфере. Впервые такой план был составлен в 1966 году на Ленинградском объединении электронного приборостроения «Светлана». В последующем появились планы социального развития городов, регионов, отраслей. Типичный план соцразвития на предприятии включал следующие разделы.

I раздел — изменения в социальной и профессионально-квалификационной структуре коллектива.
П раздел — улучшение условий труда, повышение культуры и эстетики производства.
III раздел — повышение профессионально-технического и культурного уровня работников.
IV раздел — повышение материального уровня и улучшение жилищно-бытовых условий работников.
V раздел — удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива.
VI раздел — совершенствование социальных отношений в коллективе.

В связи с быстрым становлением и повсеместным распространением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90-х годов появился новый для отечественной практики термин — «планирование социальной работы». Данный вид планирования, как показал опыт, реализуется прежде всего в виде организационных планов, которые классифицируются по двум признакам.
1. Время (период времени)
2. Учреждения социальной защиты, помощи

«Методические рекомендации по планированию и организации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра социального обслуживания:
1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи).
2. Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников.
3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Квартальные планы составляются исходя из задач, решаемых ЦСО, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы:
1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения.
2. Работа с кадрами. Контроль за работой структурных подразделений. Повышение профессионального уровня сотрудников.
3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Месячные планы работы, например, отделения социальной помощи на дому, разрабатываются на основании задач, решаемых ЦСО и отделением, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Рекомендуются следующие разделы этих планов:
1. Организационная и культурно-массовая работа.
2. Работа с кадрами, повышение профессионального уровня.
3. Контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта.

Месячные планы работы службы срочной социальной помощи разрабатываются на основе задач, решаемых ЦСО и службой, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Они включают следующие разделы:
1. Организация обслуживания нуждающихся в различных видах социальной помощи.
2. Работа с кадрами, повышение их профессионального уровня.
3. Наращивание материально-технической базы, создание запасов продуктов, одежды, постельного белья, обуви, медикаментов и проч.
4. Другие вопросы по мере необходимости. По включаемым в планы мероприятиям определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.

Разновидностью организационных планов являются «Комплексные планы совершенствования систем управления», состоящие из разделов:
1) организационные мероприятия (уточнение должностных инструкций; совершенствование структуры аппарата управления, информационных потоков и делопроизводства; проведение производственной учебы; улучшение организации первичного приема граждан);
2) экономические мероприятия (улучшение системы материального поощрения; создание комплексной системы управления качеством труда и услуг);
3) социально-психологические мероприятия (улучшение жилищных условий, социально-психологического климата);
4) инженерно-технические мероприятия (создание автоматизированных рабочих мест, переоборудование комнаты отдыха сотрудников).

К организационному планированию относятся также разработка и утверждение по принятому порядку месячных планов работы руководителей подразделений, специалистов по социальной работе, «полевых» социальных работников с последующим составлением отчетов.

В деятельности учреждений социальной защиты используется и такой инструмент, как «Комплексный план совершенствования системы...», включающий организационные; экономические; инженерно-технические; социально-психологические; кадровые; культурно-массовые мероприятия.

Использование этого плана связано с более полным удовлетворением, например, в деятельности ЦСО постоянного и комплексного социально-бытового, культурного, юридического и медицинского обслуживания, организации питания, посильного труда, оказания различных видов помощи, дополнительных услуг (в том числе платных), совершенствованием работы персонала центра.

В деятельности учреждений социальной защиты используется также и экономическое планирование. Например, в деятельности ЦСО таким инструментом выступают «Заявка на выделение средств на квартал» и «План расходов на квартал», которые представляются в вышестоящий орган, где они рассматриваются, корректируются и утверждаются. План расходов включает такие статьи: заработная плата сотрудников; налоги; канцелярские и хозяйственные товары; командировочные;
транспорт; оплата услуг связи; коммунальные услуги; бесплатное питание; основные средства и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Источник: 
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы