Планирование социальной работы

Первые попытки разработки и выполнения планов социального развития были предприняты во второй половине 60-х годов в производственной сфере. Впервые такой план был составлен в 1966 году на Ленинградском объединении электронного приборостроения «Светлана». В последующем появились планы социального развития городов, регионов, отраслей. Типичный план соцразвития на предприятии включал следующие разделы.

I раздел — изменения в социальной и профессионально-квалификационной структуре коллектива.
II раздел — улучшение условий труда, повышение культуры и эстетики производства.
III раздел — повышение профессионально-технического и культурного уровня работников.
IV раздел — повышение материального уровня и улучшение жилищно-бытовых условий работников.
V раздел — удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива.
VI раздел — совершенствование социальных отношений в коллективе.

В связи с быстрым становлением и повсеместным распространением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90-х годов появился новый для отечественной практики термин — «планирование социальной работы». Данный вид планирования, как показал опыт, реализуется прежде всего в виде организационных планов, которые классифицируются по двум признакам.

  1. Время (период времени)
  2. Учреждения социальной защиты, помощи

«Методические рекомендации по планированию и организации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра социального обслуживания:

  1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи).
  2. Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников.
  3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Квартальные планы составляются исходя из задач, решаемых ЦСО, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы:

  1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения.
  2. Работа с кадрами. Контроль за работой структурных подразделений. Повышение профессионального уровня сотрудников.
  3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Месячные планы работы, например, отделения социальной помощи на дому, разрабатываются на основании задач, решаемых ЦСО и отделением, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Рекомендуются следующие разделы этих планов:

  1. Организационная и культурно-массовая работа.
  2. Работа с кадрами, повышение профессионального уровня.
  3. Контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта.

Месячные планы работы службы срочной социальной помощи разрабатываются на основе задач, решаемых ЦСО и службой, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Они включают следующие разделы:

  1. Организация обслуживания нуждающихся в различных видах социальной помощи.
  2. Работа с кадрами, повышение их профессионального уровня.
  3. Наращивание материально-технической базы, создание запасов продуктов, одежды, постельного белья, обуви, медикаментов и проч.
  4. Другие вопросы по мере необходимости. По включаемым в планы мероприятиям определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.

Разновидностью организационных планов являются «Комплексные планы совершенствования систем управления», состоящие из разделов:

  1. организационные мероприятия (уточнение должностных инструкций; совершенствование структуры аппарата управления, информационных потоков и делопроизводства; проведение производственной учебы; улучшение организации первичного приема граждан);
  2. экономические мероприятия (улучшение системы материального поощрения; создание комплексной системы управления качеством труда и услуг);
  3. социально-психологические мероприятия (улучшение жилищных условий, социально-психологического климата);
  4. инженерно-технические мероприятия (создание автоматизированных рабочих мест, переоборудование комнаты отдыха сотрудников).

К организационному планированию относятся также разработка и утверждение по принятому порядку месячных планов работы руководителей подразделений, специалистов по социальной работе, «полевых» социальных работников с последующим составлением отчетов.

В деятельности учреждений социальной защиты используется и такой инструмент, как «Комплексный план совершенствования системы...», включающий

  • организационные;
  • экономические;
  • инженерно-технические;
  • социально-психологические;
  • кадровые;
  • культурно-массовые мероприятия.

Использование этого плана связано с более полным удовлетворением, например, в деятельности ЦСО постоянного и комплексного социально-бытового, культурного, юридического и медицинского обслуживания, организации питания, посильного труда, оказания различных видов помощи, дополнительных услуг (в том числе платных), совершенствованием работы персонала центра.

В деятельности учреждений социальной защиты используется также и экономическое планирование. Например, в деятельности ЦСО таким инструментом выступают «Заявка на выделение средств на квартал» и «План расходов на квартал», которые представляются в вышестоящий орган, где они рассматриваются, корректируются и утверждаются.

План расходов включает такие статьи:

  • заработная плата сотрудников; налоги;
  • канцелярские и хозяйственные товары;
  • командировочные;
  • транспорт; оплата услуг связи; коммунальные услуги;
  • бесплатное питание;
  • основные средства и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Ключевые слова: Планирование, Соцработники
Источник: Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Материалы по теме
Управление социальной работой
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Кадры социальной работы
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Мотивация труда социальных работников
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Эффективность социальной работы
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Каунселлинг
Бавистер С., Виккерс А., Коучинг
Помогающая деятельность социальных работников
Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия - 2013
Управленческий цикл
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Сущность, принципы и методы разработки планов
Менеджмент. Учебное пособие
Оставить комментарий