Принципы построения системы управления рисками банка. Система внутреннего контроля банка

Комплексное управление рисками и внутренний контроль в коммерческих банках при их надлежащей организации и эффективности позволяют банкам учитывать риски при принятии управленческих решений и осуществлении банковской деятельности, успешно преодолевать системные кризисы, минимизировать связанные с ними потери. В рамках системы комплексного управления банковскими рисками устанавливаются и совершенствуются системы норм, а также системы отслеживания и надзора. Система нормирования рисков путем расчета нормативных коэффициентов, в том числе по методике ЦБР, рассмотрена в других темах учебника. Здесь же подробно рассмотрим систему предупреждения и контроля возникновения рисков.

Эффективность системы характеризуется количественными показателями выполнения установленных норм, а также результативностью немедленного реагирования на нарушения коммерческими банками норм в области рисков с целью предупреждения системного банковского кризиса.

При организации систем комплексного управления банковскими рисками возникает много проблем. Например, необходимо принять сразу несколько решений: как выбирать источники финансовых ресурсов, оперативно управлять банком, его корреспондентскими счетами, активами и ресурсами; как управлять специфическими рисками реструктурируемого банка - налоговыми, гарантийными и прочими.

Положением Банка России № 509 «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28.08.1997 г. и последующими методическими рекомендациями и нормативными документами предусматривается система контроля возникновения рисков. Успех процесса создания системы управления банковскими рисками достигается за счет осознанного применения персоналом банка стандартов, тщательно проработанных методик и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита, установленных для всех подразделений банка. Нередко банки не разделяют функции и обязанности между службами внутреннего контроля и аудита. При этом если внутренний контроль направлен на создание системы проверок, регулирования и оценок банковских рисков с целью минимизации потерь, возникающих в процессе банковской деятельности и принятия эффективных управленческих решений, то внутренний аудит - периодическая и независимая оценка самой системы контроля.

Одна из проблем — отсутствие четкой методологической базы. В результате на службу внутреннего контроля часто возлагают не свойственные ей функции, скажем, написание методик для других служб банка. Между тем обязанности службы внутреннего контроля включают написание методик проверок, т.е. определение методов, способов, видов проверок, определение перечня документов, используемых при этом. Однако служба внутреннего контроля не должна выполнять функции других банковских служб. Следующая причина, осложняющая нормальную работу банка, — неопределенность задач, которая связана с отсутствием или нечеткой постановкой во многих банках как стратегических, так и текущих, краткосрочных задач. Проблема заключается также в непроработанности процедур, рамок банковской политики, навыков оценки риска и контроля над ними, неопределенности функций, часто приводящей к слабой координации работы между подразделениями. Управление риском в ряде случаев стало выступать в качестве самостоятельного объекта деятельности.

В ряде случаев в коммерческом банке необходимо установить двойной контроль (оперативный и последующий), взаимосвязи между ними, а также между отдельными подразделениями, выполняющими контрольные функции. Потребность в этом возникает в условиях нехватки специалистов, осуществляющих управление рисками, отсутствия служб по контролю над рисками в филиалах. Кроме того, не разработаны специальные показатели эффективности внутреннего контроля в рамках отдельных проверок, система критериев и показателей, оценивающих эффективность деятельности по управлению рисками. Проблему представляет также отсутствие современной технической поддержки, т.е. специальных контрольных программ, оборудования и спецсвязи.

Для эффективной системы управления рисками необходим максимально экономичный способ организации внутреннего контроля, который, возможно, заключается в создании линейно-матричных систем внутреннего контроля. В этих системах будут задействованы руководители функциональных подразделений или специальные работники, выделенные в помощь службам внутреннего контроля или аудита. Наиболее сложна система организации службы внутреннего контроля в многофилиальных банках, так как здесь возникают две взаимопротиворечащие проблемы: создание службы внутреннего контроля в каждом филиале слишком дорого; наличие службы внутреннего контроля только в головном банке приведет к потере эффекта мгновенного реагирования за операциями и процедурами в филиале.

Рассмотрим подробнее сферу внутреннего контроля в банке. Она включает разные функции, которые предполагают:
— контроль рациональности постановки задач в области управления рисками, т.е. на данном этапе внутренний контроль может определить, правильно ли банк поставил перед собой задачу, проработана она или нет, насколько она реальна, отвечает ли стратегическому развитию или носит текущий, случайный характер;
— анализ полноты обеспечения разделения рисков, т.е. разделение рисков по видам, секторам, клиентам, видам деятельности, лимитам, бюджетированию, планам, прогнозам и т.д.;
— покрытие — определение, достаточно ли явных и скрытых резервов для покрытия рисков и для достижения заданной рентабельности;
— анализ правильности определения рейтинга риска по отдельной операции банка и их совокупности;
— исследование степени поддержки операций ресурсами или денежными средствами;
— анализ созданной системы делегирования полномочий — от нее зависят контрольные функции, то, как будет работать контрольная служба;
— анализ выполнения требований правовой и бухгалтерской документации и данных управленческого учета, которые не везде разработаны в должной мере и не всегда отвечают современным требованиям;
— выяснение правомерности мониторинга или процесса отслеживания рисков;
— анализ полноты системы информации и контроля управления и функционирования сквозных связей в процессе управления рисками.

Кроме определения направления деятельности сферы внутреннего контроля, необходимо выделить структурные компоненты системы комплексного управления рисками, в том числе:
• определить цель системы - как потребность коммерческого банка
на каждом этапе деятельности в защищенности от потерь;
• сформулировать интересы самого банка;
• определить средства для обеспечения покрытия банковских рисков;
• выделить специальные подразделения банков.

После выделения структурных компонентов системы управления банковскими рисками нужно выявить связи этих компонентов или функциональные компоненты:
— диагностические - включающие в себя действия, связанные с накоплением, анализом новых сведений о банковских условиях реструктуризации, о банках, которые могут подвергнуться банкротству, и банках, которые пока от него далеки, анализом новых знаний, методик и информации;
— прогнозные действия, связанные с планированием деятельности отделов внутреннего контроля и аудита в направлении достижения целей системы, которые на текущем этапе еще не определены;
— конструктивные - действия по отбору и построению элементов влияния на систему управления банковскими рисками со стороны руководства банков, а также со стороны ЦБ РФ и других контролирующих органов;
— коммуникативные - включающие в себя действия, связанные с установлением целесообразного взаимодействия между руководством банка, проверяемыми подразделениями и службами внутреннего контроля и аудита. Этот вопрос очень важный, и, как показывает практика, он практически не решен сегодня ни одним коммерческим банком.

В целом системе управления банковскими рисками предъявляются следующие требования:
Связанность - предполагает ограничение проверок, которые проводит служба внутреннего контроля банка путем выделения существенных зависимостей, выборок и разработок.

Стабильность подразумевает ежегодную, ежеквартальную ежемесячную воспроизводимость системы внутреннего комплексного контроля над банковскими рисками.

Наблюдаемость - возможность фиксации конкретных расчетов, а также использования теоретических наработок в практике коммерческих банков, разработки специальных показателей эффективности внутреннего контроля.
Все вышеуказанные компоненты необходимо обеспечить информационной базой при создании комплексной системы управления банковскими рисками.

Однако следует отметить, что руководство некоторых банков сегодня отказалось от службы внутреннего контроля, так как считает, что данная служба мешает основной деятельности и не отвечает задачам функционирования банка.

Источник: 
Е.П. Жарковская., БАНКОВСКОЕ ДЕЛО