Конъюнктура инвестиционного рынка

Состояние инвестиционного рынка характеризуют такие его элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов рынка постоянно меняется под влиянием множества различных факторов как общеэкономического, так и внутрирыночного характера.

Степень активности инвестиционного рынка, соотношение отдельных его элементов определяются путем изучения рыночной конъюнктуры. Конъюнктура инвестиционного рынка — совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или его сегменте.

Конъюнктура инвестиционного рынка циклична. Этот цикл включает четыре основные стадии:

  1. подъем,
  2. конъюнктурный бум,
  3. ослабление,
  4. спад конъюнктуры.

Подъем конъюнктуры связан с оживлением экономики в целом. Характерными для нее являются: рост объема спроса на объекты инвестирования, повышение уровня цен на них, развитие конкуренции среди инвестиционных посредников.

Конъюнктурный бум характеризуется резким возрастанием спроса на все объекты инвестирования. При этом спрос уже не может быть полностью удовлетворен предложением, имеющимся на рынке. Одновременно растут цены на объекты инвестирования, повышаются доходы инвесторов и инвестиционных посредников.

Ослабление конъюнктуры связано со снижением инвестиционной активности в результате общеэкономического спада. Происходит практически полное насыщение спроса на объекты инвестирования и наблюдается некоторый избыток их предложения. Сначала стабилизируются цены на большинство объектов инвестирования, затем происходит их медленное снижение. Одновременно снижаются доходы инвесторов и инвестиционных посредников.

Признаком конъюнктурного спада инвестиционного рынка является критически низкий уровень инвестиционной активности, самый низкий уровень спроса и резкое сокращение объема предложения объектов инвестирования, хотя уровень предложения превышает спрос. При этом существенно снижаются цены на объекты инвестирования, доходы участников рынка падают до самого низкого уровня, возможны даже убытки в отдельных сферах инвестиционной деятельности.

Циклическое развитие и постоянная изменчивость инвестиционного рынка обусловливают необходимость постоянного изучения и выявления основных тенденций развития текущей конъюнктуры, а также прогнозирования будущей конъюнктуры. Каждый инвестор должен знать состояние рынка, правильно его оценивать, уметь прогнозировать изменение ситуации для того, чтобы выживать и развиваться в условиях рынка. Без знания степени развития и активности инвестиционного рынка невозможно принятие грамотных, экономически'обоснованных инвестиционных решений. Именно эти знания ложатся в основу разработки эффективной инвестиционной стратегии бизнеса. Ошибки и просчеты инвестора в оценке инвестиционного рынка могут повлечь за собой снижение уровня доходов, увеличить риск полной потери не только доходов, но и инвестируемого капитала.

Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает:

  • мониторинг,
  • анализ,
  • прогнозирование конъюнктуры.

Мониторинг предусматривает текущее наблюдение за инвестиционной активностью: за изменением системы показателей, характеризующих спрос, предложение, цены и уровень конкуренции. Основное внимание уделяется тем сегментам рынка, в которых ведется или предполагается инвестиционная деятельность. Результаты мониторинга отражаются на графиках изменения конъюнктуры, представляются в виде таблиц, диаграмм и других форм наблюдений.

Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка имеет целью выявление тенденций ее развития на основе исследования особенностей отдельных сегментов инвестиционного рынка и тех изменений, которые происходят на рынке по сравнению с предшествующим периодом. Анализ предполагает в первую очередь проведение расчетов системы аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру на основе информации, собранной в процессе мониторинга, а затем определение предпосылок к изменению текущего конъюнктурного цикла инвестиционного- рынка.

Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка необходимо для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционного портфеля. Основная цель прогноза — выявление тенденции развития факторов, определяющих в перспективе конъюнктуру рынка. Для составления прогноза необходимо определить горизонт прогнозирования, выбрать методы и сделать прогнозные расчеты.

Горизонт прогнозирования может быть:

  • долгосрочным,
  • среднесрочным,
  • краткосрочным.

Долгосрочный прогноз связан с выработкой инвестиционной стратегии и формированием инвестиционного портфеля, включающего крупномасштабные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Может разрабатываться на срок свыше трех лет. Среднесрочный прогноз необходим для корректировки инвестиционной стратегии предприятия; формирования инвестиционного портфеля за счет отдельных не слишком реальных капиталоемких инвестиционных проектов, долгосрочных финансовых инструментов; реинвестирования капитала, вложенного в неэффективные проекты. Разрабатывается на срок от одного года до трех лет. Краткосрочный прогноз необходим для выработки тактики инвестирования и формирования инвестиционного портфеля за счет различных краткосрочных финансовых инструментов. Такой прогноз составляется на основе учета влияния на конъюнктуру инвестиционного рынка факторов, имеющих кратковременный, случайный характер. Период составления краткосрочного прогноза не превышает одного года.

В современных условиях прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка осуществляется двумя основными методами: фундаментальным и техническим. Фундаментальный метод основан на изучении общеэкономических и внутрирыночных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, и на определении возможного изменения этих факторов в прогнозируемом периоде. Технический метод основан на распространении выявленной в процессе анализа конъюнктурной тенденции на прогнозируемый период. Фундаментальный метод в большей степени используется для долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, технический — для построения краткосрочных прогнозов. Часто на практике эти методы дополняются методом экспертных оценок.

Ключевые слова: Инвестиции, Рынок
Источник: Н.И. ЛАХМЕТКИНА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Материалы по теме
Инвестиционный рынок: основные элементы
Н.И. ЛАХМЕТКИНА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка
Н.И. ЛАХМЕТКИНА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рынок капитала. Основной и оборотный. Процентная ставка и инвестиции
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Понятие и основные элементы инвестиционного рынка
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Экономическая сущность рынка. Классификация рынков
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Рынок промежуточных продавцов
Маркетинг. Учебное пособие
Сущность и значение инвестиционной политики
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Оставить комментарий