Понятие об инвестициях

1. Основные типы инвестиций. Одной из важнейших сфер деятельности любой фирмы являются инвестиционные операции, т.е. операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов различного рода, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год.

В коммерческой практике принято различать следующие типы таких инвестиций:
• инвестиции в физические (реальные) активы (Capital budgeting) — реальные инвестиции;
• инвестиции в денежные активы (Investment);
• инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами при этом имеются в виду производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года.

Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц. Именно такой характер носят, например, инвестиции, имеющие вид депозитов в банке, облигаций, акций и т.д.

Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т.п.

При этом инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Оба типа инвестиций имеют большое значение для сохранения жизнеспособности фирмы и ее развития. Однако в настоящей работе мы сосредоточимся лишь на проблемах инвестиций в реальные активы, полагая, что слушатели смогут ознакомиться с проблемами портфельных инвестиций в публикациях по финансовому менеджменту.

2. Классификация инвестиций в реальные активы. Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода это инвестиции, т.е. какую из стоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно подразделить на три основные группы:
— инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;
— инвестиции в увеличение производственных мощностей. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;
— инвестиции в создание новых производственных мощностей. Такие инвестиции призваны обеспечить создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся фирмой товары (или обеспечивать оказание нового типа услуг) либо позволят фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки;
— инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворить требования властей в отношении экологических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.

Такого рода классификация инвестиций вводится вследствие различного уровня риска, с которым они сопряжены.

Логика зависимости между типом инвестиций и уровнем их рискованности очевидна: она определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно, что с этих позиций организация нового производства, имеющего своей целью выпуск нового для рынка продукта, сопряжена с наибольшей степенью неопределенности, тогда как повышение эффективности (снижение затрат) в производстве уже «принятого« рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования. С низким уровнем риска сопряжены также и инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления.

Осуществление инвестиций порой рассматривается как «произвольная» форма деятельности фирмы в том смысле, что последняя может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. На самом деле такой взгляд на проблему далек от истины, поскольку жизнь любой фирмы — плавание против потока времени и конкуренции. И в этом смысле неосуществление инвестиций приводит к результату, сходному с тем, который обнаруживает пловец, гребущий недостаточно сильно, чтобы хотя бы удержаться на одном месте, — его снесет назад. Для того чтобы эта концепция инвестирования стала более понятной, построим условный график экономических последствий различных инвестиционных стратегий.

Как видно на рис. 1.3, на начало рассматриваемого периода фирма имела уровень прибыльности инвестиций лишь на один пункт ниже, чем в целом по отрасли (соответственно 6 против 7%). При этом развитие отрасли позволило в будущем достигнуть уровня прибыльности 12%. И если бы рассматриваемая нами фирма повышала эффективность своих операций не медленнее, чем отрасль в целом, инвестируя свои средства в проекты с выгодностью не ниже, чем в среднем по отрасли, то она могла бы в будущем достичь уровня прибыльности 11%. Иными словами, ее отставание от среднеотраслевого уровня прибыльности сохранилось бы на прежнем уровне.

Очевидно, что такое развитие могло бы быть обеспечено лишь в том случае, если бы фирма могла получать инвестиции в том объеме, который она хотела бы иметь. Тогда ее потенциал роста был бы реализован в полной мере.

Однако более реальным был бы вариант, при котором фирма смогла бы привлечь лишь часть той суммы инвестиций, которую она желала использовать. Эта сумма инвестиционных ресурсов определила бы реальную возможность развития фирмы и повышения прибыльности ее операций (в нашем примере — до 9%). Отметим, что в этом случае отставание фирмы от среднего уровня прибыльности по отрасли в целом достигло бы уже 3 пунктов (12—9).

Еще хуже сложилась бы ситуация для фирмы в том случае, если бы ее руководство не смогло найти инвестиционных проектов, достаточно прибыльных для того, чтобы обеспечить привлечение суммы инвестиций, достаточной для реализации активной инвестиционной политики (зона 1 на рис. 1.3). В этом случае фирма смогла бы лишь обеспечить сохранение ранее сложившегося статус-кво с уровнем прибыльности инвестиций, удержав его равным 6%. Однако в результате ее отставание от среднеотраслевого уровня прибыльности инвестиций достигло бы уже 6 пунктов (12—6).

И наконец, в случае, если бы фирма избрала пассивную стратегию инвестирования (зона 2 на рис. 1.3), а проще говоря, вообще бы ничего не делала для реализации новых высокоэффективных инвестиционных проектов, то прибыльность вложенных в нее средств могла бы упасть примерно до 3%, что было бы уже на 9 пунктов, или в 7 раз, ниже, чем по отрасли в целом. Очевидно, что в последнем случае шансы такой фирмы на дальнейшее существование стали бы крайне иллюзорными.

Поэтому все возможные инвестиционные стратегии фирмы можно разбить на две группы:
— пассивные инвестиции, т.е. инвестиции, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.;
— активные инвестиции, т.е. инвестиции, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми уровнями за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков или поглощения конкурирующих фирм.

Источник: 
Экономический анализ реальных инвестиций