Механизмы социализации

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:
1) идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении (Немов, 1994).

Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации — такие, как:
1) имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
2) стыд—переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
3) чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первый механизм является позитивным; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Источник: 
Горбунова М.Ю., Социальная психология