Содержание процесса социализации

Социализация –  это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.


Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.

Параметры социализации:
1) содержание процесса социализации:

  • усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
  • формирование социальных установок и убеждений;
  • вхождение индивида в социальную среду;
  • приобщение индивида к системе социальных связей;
  • самоактуализация «Я» личности;
  • усвоение индивидом социальных влияний;
  • социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами;

2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

  • сфера деятельности;
  • общения;
  • самосознания;

3) источники социализации:

  • передача культуры через социальные институты;
  • взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
  • первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации:

  • материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
  • социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;
  • фактор собственной социальной активности человека.

5) механизмы социализации:

  • имитация, подражание;
  • идентификация;
  • руководство и др.

6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Основные социально-психологические условия социализации:
а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;
б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;
в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;
г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;
д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;
е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;
ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

Ключевые слова: Социализация
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Социальная ситуация развития подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Воспитание и социализация
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Социальная зрелость личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Социальный институт: понятие, виды. СМИ как социальный институт
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Теория социализации в обществе позднего капитализма (Ю. Хабермас)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социальная ситуация развития в молодости
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Содержание социализации
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Культура как контекст правовой социализации
Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор:...
Оставить комментарий