Типы взаимодействий

В процессе общения люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Однако для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

  1. разделение единого процесса деятельности между участниками;
  2. изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Вступая в бесконечное количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия:

  • максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
  • максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
  • максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
  • максимизации выигрыша другого человека (альтруизм);
  • минимизации выигрыша другого (агрессия);
  • минимизации различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

  • сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации, либо конкуренции);
  • соперничество (противодействие) — предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
  • компромисс — реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;
  • уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
  • избегание—представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. Перечисленные стратегии особенно ярко проявляются в ситуации конфликта.
Ключевые слова: Коммуникация
Источник: Горбунова М.Ю., Социальная психология
Материалы по теме
Сущность, содержание, структура социального взаимодействия
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Эффекты межличностного восприятия
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Внешний и внутренний конформизм
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Коммуникативная функция языка
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Коммуникационная деятельность
Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации
Коммуникативная культура
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Развитие коммуникации в филогенезе
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Межгрупповое взаимодействие и его феномены
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Оставить комментарий