Общение и социальные отношения личности

Понятие социальные отношения личности фиксирует сам факт связи и взаимодействия между представителями различных социальных групп и общностями, между различными социальными типами, являющимися представителями этих общностей. Отношения проявляются:

  • в согласии или несогласии;
  • в симпатии или антипатии;
  • в понимании или непонимании и т. д.

Отношения определяют способ их выражения в общении. Отношения имеют свою структуру, состоящую из: содержания, способа выражения.

Причиной нарушения общения обычно бывает диссонанс — рассогласование между содержанием и средствами общения.

Способом (или формой) общения является обращение человека с человеком (В. Н. Мясищев). Обращение

  • мягкое или жесткое,
  • подавляющее,
  • ободряющее,
  • грубое,
  • сухое,
  • ласковое формирует потребность в общении или боязнь его.

Социальное отношение определяет — на содержательном уровне — форму общения. Эта форма создает условия для взаимопонимания людей в общении друг с другом.

Взаимопонимание — и основа, и цель общения. Л. С. Выготский писал, что общение есть процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств. Важнейшее средство общения — речь, которая позволяет осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. По С. Л. Рубинштейну же, речь выполняет следующие функции:

  • установления взаимопонимания,
  • передачи информации,
  • экспрессивную,
  • психологического воздействия.

Коммуникативная функция речи подчинена задачам именно установления взаимопонимания.

Потенциал общения как основы и источника формирования социальной психики определяется многими факторами, но прежде всего его многосторонностью и многоуровневостью.

В литературе выделяют, в частности, стороны общения:
1) коммуникативную — обмен информацией и ее понимание, причем средства коммуникации подразделяют на

  • речевые (лингвистические),
  • оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика).
  • паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность),
  • экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи),
  • пространственно-временные (дистанция, время);

2) интерактивную — взаимодействие партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности, протекающее как содружество, конкуренция, конфликт и т. д
3) перцептивную — восприятие одним партнером по общению другого.

Б. Ф. Ломов различает следующие УРОВНИ ОБЩЕНИЯ:

  1. макроуровень — общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности на всю жизнь;
  2. мезоуровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;
  3. микроуровень — простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения.

А. Б. Добрович уровни общения называет иначе:

  1. конвенциональный,
  2. манипулятивный,
  3. стандартизированный,
  4. деловой,
  5. игровой.

Суть их нетрудно понять из самих названий.

Источник: 
Руденский Е.В., Социальная психология
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.