Общение и социальные отношения личности

Понятие социальные отношения личности фиксирует сам факт связи и взаимодействия между представителями различных социальных групп и общностями, между различными социальными типами, являющимися представителями этих общностей. Отношения проявляются:
в согласии или несогласии;
в симпатии или антипатии;
в понимании или непонимании и т. д.

Отношения определяют способ их выражения в общении. Отношения имеют свою структуру, состоящую из: содержания, способа выражения.

Причиной нарушения общения обычно бывает диссонанс — рассогласование между содержанием и средствами общения.

Способом (или формой) общения является обращение человека с человеком (В. Н. Мясищев). Обращение
— мягкое или жесткое,
— подавляющее,
— ободряющее,
— грубое,
— сухое,
— ласковое формирует потребность в общении или боязнь его.

Социальное отношение определяет — на содержательном уровне — форму общения. Эта форма создает условия для взаимопонимания людей в общении друг с другом.

Взаимопонимание — и основа, и цель общения. Л. С. Выготский писал, что общение есть процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств. Важнейшее средство общения — речь, которая • позволяет осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. По С. Л. Рубинштейну же, речь выполняет следующие функции:
а) установления взаимопонимания,
б) передачи информации,
в) экспрессивную,
г) психологического воздействия.

Коммуникативная функция речи подчинена задачам именно установления взаимопонимания.

Потенциал общения как основы и источника формирования социальной психики определяется многими факторами, но прежде всего его многосторонностью и многоуровневостью.

В литературе выделяют, в частности, СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ:
1) коммуникативную — обмен информацией и ее понимание, причем средства коммуникации подразделяют на
а) речевые (лингвистические),
б) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика).
в) паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность),
г) экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи),
д) пространственно-временные (дистанция, время);
2) интерактивную — взаимодействие партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности, протекающее как содружество, конкуренция, конфликт и т. д
3) перцептивную — восприятие одним партнером по общению другого.

Б. Ф. Ломов различает следующие УРОВНИ ОБЩЕНИЯ:
1) макроуровень — общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности на всю жизнь;
2) мезоуровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;
3) микроуровень — простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения.

А. Б. Добрович уровни общения называет иначе:
1) конвенциональный,
2) манипулятивный,
3) стандартизированный,
4) деловой,
5) игровой.

Суть их нетрудно понять из самих названий.

Источник: 
Руденский Е.В., Социальная психология