Основы социального прогнозирования

Французский специалист по прогнозированию и стратегии Хьюго де Жувенель подчеркивает, что прогнозирование не следует путать с пророчеством или предсказанием. В данном случае речь идет не о способе предвидения будущего, а об инструменте, помогающем его строить. Будущее, таким образом, рассматривается как нечто определенным образом формируемое, а не как некая жесткая заданность.

Социальное прогнозирование отличается следующими основными особенностями
1. Ему присущи междисциплинарный и системный подход. Реальность рассматривается в совокупности измерений независимо от их природы. Применение элементов системного анализа позволяет использовать те или иные явления с учетом комплекса действующих факторов и сложившихся между ними связей.

2. Исследование проводится на долговременной основе, носит ретроспективный и перспективный характер. Благодаря этому удается избежать чрезмерного влияния на результаты краткосрочных факторов, вскрыть глубинные закономерности эволюции ситуации в той или иной области, а также оперировать во временном масштабе, что позволяет рассчитывать на реальные преобразования.

3. Учитываются не только базовые тенденции, но и возможные изменения скачкообразного характера, которые возникают самопроизвольно или в результате сознательных действий. Источниками таких скачков могут быть "пороговые эффекты" (в экономической сфере, например, насыщение рынка сбыта), появление нововведений или социальных реформаторов, ломающих сложившиеся традиции, желающих изменить действующую систему ценностей.

Этапы социального прогнозирования. Прогнозирование осуществляется в пять этапов: формирование проблемы и выбор горизонта прогнозирования; построение системы и идентификация ключевых переменных; сбор данных и выдвижение гипотез; формирование образа будущего с помощью моделей или сценариев; принятие стратегических решений.

Первый этап. Горизонт прогнозирования определяется в зависимости от степени инерционности исследуемой системы и стремления элиминировать влияние краткосрочных факторов, мешающих адекватному восприятию ситуации; возможностей действовать (бесполезно разрабатывать стратегию, не имея средств ее реализации); настроя и степени мотивированности действующих лиц. Часто "правильным" горизонтом прогнозирования считается временная точка появления скачкообразных изменений.

Второй этап. Переменные, влияющие (или способные повлиять) на рассматриваемую проблему, должны быть одного уровня агрегирования и формулироваться как можно более точно. Целесообразно, чтобы эта фаза исследований осуществлялась рабочей группой с привлечением внешних экспертов. Необходимо также провести информационные исследования, опрос специалистов, консультации. Система связей между переменными строится в виде матрицы с указанием степени взаимодействия (слабое, среднее, сильное, потенциально возможное).

Третий этап. На этапе сбора данных применительно к каждой переменной необходимо решить пять задач: выбрать показатели, характеризующие эволюцию рассматриваемой переменной; выявить данные (количественные и качественные), которыми можно располагать, определить их надежность, внести необходимые поправки; построить временные ряды для соответствующих показателей; интерпретировать наблюдаемые закономерности, вызывающие их причины; собрать мнения специалистов, что позволяет сформулировать набор нескольких вариантов (гипотез) эволюции для каждой переменной.

Четвертый этап. Наличие большого количества переменных и вариантов их изменений приводит к необходимости использования экономо- и социометрических моделей или (что более объективно) выбора базовых сценариев развития событий. Каждый сценарий состоит из трех частей: базового блока, представляющего собой отображение современной реальности и динамических характеристик исследуемой системы; разнообразных "ходов" в будущее, строящихся на основе многочисленных гипотез и возможных вариантов последствий, что позволяет сформировать "дерево будущего"; конечных результатов прогнозирования для различных временных горизонтов.

Пятый этап. Полученные конечные результаты сопоставимы по значимости с картиной развития событий. Главное при таком прогнозировании — оценить масштабы тех или иных явлений, событий и время их возникновения. Одна из основных опасностей метода сценариев — возможность "заблудиться" во множестве вариантов. Помимо описанных, так называемых исследовательских сценариев, призванных очертить зону возможного, существуют нормативные или стратегические сценарии. Продумывая их, исходят не из настоящего положения дел, а из цели, которая должна быть достигнута. С помощью таких сценариев, двигаясь от будущего к настоящему по системе "ходов", разрабатывают меры, необходимые для достижения поставленной цели.

Таким образом, практическая польза социального прогнозирования заключается не в том, чтобы предложить руководству научно обоснованное решение. Главное его достоинство — сделать более понятным путь выработки решения, помочь выявить базовые тенденции в исследуемой социальной области, основные критические зоны, риски скачкообразных изменений, наиболее сложные проблемы, разработать варианты управленческой стратегии, оценить их преимущества и недостатки.

Источник: 
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика