Как было сказано чуть раньше, многие методы анализа уже дают прогностический результат. Это и дерево целей (декомпозиция), и морфологический анализ, и построение диаграммы развития событий... Поэтому остановимся на тех, которые не были описаны. Строго говоря, к методам прогнозирования можно отнести большинство тех способов анализа информации, которые описаны в блоке «Изучение возможных вариантов», и еще некоторые приемы. Все они ориентированы на предположение того, что произойдет в будущем. Вот их перечень:
- построение диаграммы возможного развития событий;
- анализ по схеме «А что, если?»;
- оценка альтернативных сценариев;
- анализ конкурирующих гипотез;
- составление диаграммы основного влияния или воздействия;
- анализ возможностей;
- метод «мозговой штурм»;
- метод фантазии;
- синтез данных.
Думание за противника. Это один из наиболее известных методов построения прогнозов. Его смысл сводится к тому, что аналитик начинает прорабатывать ситуацию, встав на позиции своего оппонента — того, чьи действия необходимо просчитать. Безусловно, при таком подходе на мнение аналитика накладывают отпечаток имеющиеся знания о себе, о своей системе. Полностью избавиться от такого влияния под силу не многим, необходимо вживаться в роль. Полезным бывает, когда действия оппонента прорабатывают несколько человек. В этом случае снижается вероятность влияния «знаний о себе» на результат прогнозирования. Противники данного метода в качестве основного аргумента приводят именно эффект наложения своих знаний на результат прогнозирования. Это справедливо. Поэтому важно, чтобы аналитик, во-первых, достаточно глубоко знал предмет и объект, действия которого прогнозируются, а во-вторых, занимался-прогнозированием одного и того же объекта, а не разных в разное время.
Достаточно продуктивны использование «мозгового штурма при «думании за противника» и использование нескольких команд экспертов. Одна команда выступает одной стороной, вторая — второй, а третья — неким посредником (судьей). Таким образом, прорабатываются все возможные варианты, рассматриваются все аргументы и контраргументы. При этом важно фиксировать для дальнейшего анализа все варианты, какие только были упомянуты.
Метод Делфи. Это определенным образом развитый метод «мозгового штурма». В данном методе используется тот же принцип — каждый из участников высказывается по поводу поставленной проблемы. Используется тот же принцип анонимности. Но в отличие от «мозгового штурма», после того как все участники высказались, каждый ознакамливается с результатами опроса (высказываниями и аргументами других), после чего процедура повторяется. Главное, чтобы сохранялась анонимность — мнения остальных коллег каждый участник изучает, не зная, кто автор того или иного утверждения или предложения. Если в процессе проведения второй процедуры появились новые идеи, то процесс вновь повторяется, и так до прекращения появления новых идей.