Методологические принципы и этапы исследования в психологии

Принципы психологии — это некоторые весьма общие положения, регулирующие ее развитие. Наш небольшой экскурс в историю психологии показал, что принципы психологии являются отнюдь не одинаковыми в различных психологических школах, что они, будучи относительно устойчивыми, все же изменяются — вместе с развитием психологической науки.

Принцип поэлементного членения сознания (интроспективная психология) сменился принципом целостности в подходе к психическим явлениям (гештальтпсихология), который сегодня может рассматриваться как частный случай общенаучного принципа системности. Принцип системности означает отношение к психическим явлениям как к внутренне связанным сторонам или компонентам той или иной целостной психической организации. В противовес односторонности в определении предмета психологической науки сначала как только сознания (интроспективная психология), потом как только поведения (бихевиоризм) в отечественной психологии оформился принцип единства сознания и деятельности, ставший главным принципом деятельностного подхода к изучению психики и сознания. Сам же деятельностный подход выражается принципом развития психики в деятельности.

В психологической науке разработаны и другие принципы. Так, принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия (С.Л.Рубинштейн). Действительно, эффект воздействия, которому подвергается человек со стороны среды или воспитания, будет зависеть не только от особенностей этого воздействия, но и от личностных качеств человека, его предпочтений, способностей, характера, а также текущих состояний. В соответствии с генетическим принципом психическое изучается в развитии, в становлении его основных фаз и этапов, принцип историзма диктует необходимость изучения психики в ее обусловленности факторами культурного развития общества.

Принято различать основные компоненты психологического исследования, или его этапы.

1. Определение проблемы. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки проблем к их решению, а затем — к постановке новых проблем: «В науке нельзя ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых»1. В формулировке проблемы обычно отражается некое противоречие, например между имеющимся уровнем психологических знаний и запросами практики, между объективным значением проблемы и фактическим ее состоянием и др. В частности, такой проблемой может быть противоречие между объективной ролью психологической компетентности в структуре профессиональной подготовки педагога и фактическим состоянием этой компетентности.
2. Предварительный анализ информации. Следует выяснить, что имеется по данной проблеме в научной литературе, предпринимались ли попытки ее решения? Какой оценки они заслуживают? Что может выступить в качестве теоретических предпосылок решения проблемы? Проводится психологический анализ соответствующей практики. В нашем случае — педагогической. Выясняется, чего именно недостает в профессиональной подготовке педагогов, какие ее компоненты более развиты, какие — менее. Изучаются другие частные вопросы.
3. Выдвижение и формулирование гипотезы (или гипотез). Гипотеза — это научное предположение, содержащее вероятностное, но обоснованное предвосхищение результатов исследования. Это знание, истинность которого еще должна быть доказана. Например, хорошо обоснованное в научной литературе положение о том, что современный педагог должен быть своеобразным практическим психологом, ведет (в соотнесении с такими-то объективными обстоятельствами) к формулировке следующей гипотезы — психологическая компетентность педагогов существенно повысится, если: а) психологические дисциплины будут преподаваться в педагогических вузах не как общеобразовательные предметы, а как профи-лирующие; б) профилирующими они могут стать в условиях перестройки образовательного процесса на основе... (далее указывают психологически обоснованные факторы перестройки).
4. Конкретизация задач исследования (в решении которых будет проверяться гипотеза). Тут могут быть указания на предстоящее решение таких, например, задач, как: формулирование исходных теоретических положений, логическое обоснование выбора методов исследования и их сочетаний, планирование конкретных исследовательских процедур и т.д.
5. Фактическое проведение исследования. На этом этапе реализуются запланированные методы и методики, обрабатываются результаты.
6. Анализ полученных результатов, их интерпретация, обобщение, формулирование выводов, соотнесение выводов с гипотезой. Гипотеза может подтвердиться полностью (применительно к психологии лучше сказать — «почти полностью»), частично или в основном не подтвердиться. Следует иметь в виду, что отрицательный результат в науке — тоже результат.

Описанные этапы выделяются условно. В реальном мышлении ученого они не только обусловливают друг друга, но и находятся в отношении взаимного проникновения. Сама гипотеза может корректироваться в ходе последующих этапов и возвращать исследователя на предыдущие. Нас не должны удивлять случаи, когда гипотезу выдвигает один исследователь, а ее проверку, в силу тех или иных обстоятельств, осуществляет другой ученый, притом через годы. Распространенным в психологии явлением можно считать первоначальное подтверждение гипотезы одним ученым, затем дальнейшую ее проверку последователями, в результате чего мера ее соответствия истине существенно уточняется.

Источник: 
Штейнмец А.Э., Общая психология
Темы: