Основные понятия общей психологии

Предмет общей психологии тождественен универсальному предмету психологической науки в целом. Им выступает психический (душевный) план индивидуальной жизни как нечто единое и непрерывное, целостное и внутренне расчлененное, невозобновляющееся и устойчивое. В динамике психической жизни обнаруживается постоянство общей функции живущего человека: «быть в психической связи с миром». А в процессе реализации данной функции «психическое» приобретает способность быть свойством и потенцией индивида.

Исходную задачу общей психологии составляет исследование отношений психики, обращенных к миру, индивиду в его жизненной активности, к себе самой и соответственно преломленных сквозь «объект», «субъект» и «психическое ядро» индивида. Отношения рассматриваются при этом в качестве объективных, субъективных и внутрипсихических. Данное различение выглядит достаточно условным, если помнить о естественной неразрывности мира - индивидуальной - жизни, индивида -живущего -в- мире и психического способа - индивидуальной - жизни. В то же время, моделирование допускает некоторую жесткость дефиниций, и важнейшим его шагом является нахождение наиболее существенных содержаний, детерминирующих факторов и форм психических отношений. Это означает определение основных понятий общей психологии.

Психическое - способ внутренней жизни, соотнесения с миром и освоения его, способ самоизъявления и творчества индивида в мире. Специфика психического дана в непосредственном проживании; его познание выражается скорее в гипотезах, чем в объяснениях; самопознание психического дает эффекты поразительной глубины.

Действительность - мир, взятый как условие существования и потенциальная данность для всех индивидов. Характеристикой мира - действительности является его возможность и готовность быть вовлеченным в активность, деятельность, поведение индивидов.

Реальность - осознанный и освоенный конкретным человеком мир, который признается и удостоверяется им в качестве существующего-для-я. Реальность мира проживается индивидом в наличии двух основных моментов: внутреннем установлении идентичности мира-для-я и мира-для-других, а также установлении собственной возможности влиять на мир и изменять его.

Ирреальность - прорыв в опыт индивидуальности содержаний трансцендентного мира, открывающегося как вне - человеческий, невозможный для обычного познания, не подлежащий освоению и субъективному влиянию.
Кажимость - привнесение в проживаемую здесь-и-сейчас реальность элементов индивидуального внутреннего опыта, непроизвольно спроецированных во внешний мир и закрытых для проживания другими присутствующими.
Данность - психическая форма индивидуального моделирования мира и жизненных связей с ним.. Психическая данность мира не просто «есть в индивиде», но обусловливается, творится, обогащается им. Психическая данность может быть отнесена к «я», то есть осознана, или может остаться внесознательной.

Представленность - уловление сознанием индивида психических данностей в их относительной разделенности и дифференцированном единстве. Эта «данность данности» не охватывает собой ни всей реальности индивидуальной жизни, ни всех внешних и внутренних возможностей индивида.

Детерминация психического - разнообразные влияния на психику «иного» с эффектом его особого присутствия в психических свойствах, состояниях и формах. Существуют факторы, детерминирующие происхождение, функционирование, протекание, содержание, качественные особенности и выражения психического. Действуют генетические и причинные детерминанты, детерминанты - условия и детерминанты - движущие силы, детерминанты роста и регресса. Все они условно принадлежат или миру, или телесной организации индивида, или его жизненной активности, или самой единой психике индивида, или ее относительно автономным формам. С целью подчеркнуть влияния на психику, исходящие от «субъективного целого» индивида, вводится понятие самодетерминации.

Вещный мир - мир предметов, не обладающих свойством жизни, но вовлеченных в человеческую жизнь, где они преобразуются, создаются и детерминируют ее.

Мир живого - единая растительно-животная среда, обладающая для человека достоинством условия, цели и ценности его жизни..

Социальный мир - сообщество людей, которые даны конкретному человеку как «другие» и одновременно как «мы».

Идеальный мир - всечеловеческий опыт раскрытия, воссоздания, непрерывного поиска истины и ценности существующего. Дан индивидам в формах идей, символических образов, всеобщих чувств, универсальных жизнеотношений. «Коллективность» идеального удерживается и передается личности средствами сознательной культуры (в изображениях, символах, знаках, текстах и т. д.) а также бессознательным, архетипическим, путем.

Индивидуальное существование - жизнь индивида, взятая и как анонимный момент всечеловеческого бытия и как уникальное событие в нем. Имеет несколько планов, из которых наибольшее внимание психологов привлекают психический, действенно - поступковый, продуктивный, социальный, природный, трансцендентный.

Жизненное время - измерение индивидуального бытия, существующее в трех основных формах: в форме длительности, последовательности, одновременности объективных жизненных событий (объективное время); в форме глубинной, воспринимаемой, но неделимой длительности психического «потока» (чистое психическое или внутреннее время); в форме сознания и рефлексии длительности, последовательности событий психической жизни (субъективное, рефлексивное время).

Структура психического - включенность в психику как целое различных элементов, компонентов, уровней и т. д.. Для нее характерны: оформленность и устойчивость отношений элементов в составе целого; подчиненность отдельных психических процессов, функций, качеств общим формирующим и направляющим началам. Самым традиционным выступает структурное различение в психике побудительных, познавательных, эмоциональных, волевых, экспрессивных и поведенческих явлений. Их взаимопроникновение и относительная автономия в жизненном процессе обусловливаются интегративными и разделяющими силами бессознательного и сознания, «самости» и «я».

Психический феномен - проявление психического целого в единичных моментах побуждения, познания, переживания, волеизъявления, действования. Понятие феномена подчеркивает не столько сложность душевных явлений, но и их принадлежность уникальной конкретной жизни, субъективную значимость, событийность ее фрагментов. «Феноменальность» психической жизни связывается с ее осознанностью, хотя и не исключает внесознательного плана единичного душевного события. В качестве феномена определяется любое психическое явление или процесс, если к нему применяем метод целостного, углубленного понимания и интерпретации.

Психическое целое - отнесение проживаемых душевных событий к непрерывно становящемуся центру индивидуальности. В динамической связи с ним удерживается постоянство тенденций и качеств психического , устанавливается, закрепляется разноплановое единство индивида: телесно-психическое, сознательное, социальное, духовное. В целостнообразующем центре обнаруживаются различные его «ипостаси»: первично-природная «душа», бессознательная «самость», сознательное «я», социально-нормативное «сверх-я», высшая «духовная инстанция». Важен акцент на взаимовключение и одновременность действия различных ипостасей, их противоречия и возможность дезинтеграции, например, разделения «я».

Индивидуальность - человек как обладающий уникальной связью всечеловеческих потенций бытия, неповторимо реализующий их , приобретающий в этом процессе качество единичности и способный к творчеству, авторству в бытии. Индивидуальность развивается, находясь внутри открытой к ней общности, восполняя эту общность, находя в ней место, незаместимое никем другим.

Субъект - человек как способный влиять на бытие других, активный в этом бытии, оставляющий в нем творческий след; открывающий в связи с другими людьми возможность самоопределения и самореализации. Одной их ведущих субъектных инстанций определяется сознательное «я» или «эго» индивида, превращающее его инициативы и активность в понятные и значимые для других.

Личность - человека как несущий в себе  отеенции и реализующий жизнеотношения, общие с другими людьми, открывший и удерживающий свою принадлежность к «мы», принимающий свою идентичность с «другим» как ценность, расширяющий возможности коллективного-в-себе. «Личностью» в общей психологии обозначается и внутренняя целостность индивида, его устойчивая качественная определенность, зависящая от прижизненного социального обобщения и самообобщения индивидуальных идей, желаний, намерений, чувств, образов, символов.

Носитель психического - человек, обладающий единством телесного, субъектного, личностного и индивидуального начал. Они оформляются при активном психическом опосредовании, одновременно придавая психической жизни и каждому ее отдельному моменту природные, субъектные, личностные и индивидуальные черты.

Приведенные понятия применяются обычно во всех сферах теоретической психологии и разрабатываются в пограничной области «философской психологии» или «философии индивида». Из этой же области можно извлечь принцип организации психики, задающий логику структурирования общей психологии, понятия элементов и целого психической структуры, которые дополняют намеченный выше список, а также сквозной методологический подход к рассмотрению конкретных общепсихологических тем.

Ключевые слова: Наука
Источник: Старовойтенко Е. Б. Современная психология / Науч. ред.: В. Д. Шадриков. М. : Академический проект, 2001
Материалы по теме
Предмет конфликтологии как науки, методы исследования и управления конфликтами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Предмет общей психологии
Максименко С.Д., Общая психология
Виды и типовые задачи психологического исследования
...
Предмет, задачи и методы социальной психологии
Жуйкова И.В., Социальная психология
Проблема предмета психологии
Карпов А.В., Общая психология
Методы научного познания
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Социальная психология в системе наук
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Эмпирическое знание в науке
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко...
Оставить комментарий