Объект. Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек
Предмет. Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе
Теоретические задачи (проблемы):
- Проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека
- Проблема периодизации психического развития в онтогенезе
- Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов
- Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний
- Проблема возрастного развития личности и др.
Практические задачи:
- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека
- Возрастная и клиническая диагностика
- Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи, родителям в проблемных ситуациях
- Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека
- Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.
Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.
Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.