Педагогические умения

Говоря об умениях учителя в целом, считают, что в собственно дидактическом плане все педагогические умения сводятся к трем основаниям:

  1. умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации;
  2. умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
  3. умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей, конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.

Педагогические умения изучались целым рядом зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Рассмотрим в качестве примера классификацию педагогических умений, предложенную А.К. Марковой.

Первая группа:

  • умение видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогических задач;
  • умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося участника образовательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели;
  • изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
  • конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные;
  • принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;
  • умение с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций;
  • предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач.

Педагогические умения второй группы делятся на три подгруппы.

Подгруппа «чему учить»: умение работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения), выделять основные идеи учебного предмета и обновлять его содержание за счет использования результатов современных исследований; способность к педагогической интерпретации социальной информации; формирование у обучающихся общих и специальных дидактических умений и навыков, осуществление межпредметных связей.

Подгруппа «кого учить»: умение изучать закономерности и особенности функционирования отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой); изучать реальные учебные возможности обучающихся, различать успеваемость и личностные качества учеников; выявлять зону не только наличного, но и ближайшего уровня развития; проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности; осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

Подгруппа «как учить»: умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания; умение сравнивать и обобщать педагогические ситуации; организовывать самостоятельную учебную деятельность; осуществлять вариативность при решении учебных задач.

Третья группа:

  • умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта;
  • хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда;
  • соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
  • умения видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей;
  • умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Четвертая группа: приемы постановки широкого спектра названных выше коммуникативных задач, наиглавнейшей из которых является создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа: приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся:

  • умение понять позицию другого в общении, проявить к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
  • умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
  • умение встать на точку зрения ученика («децентрация» учителя);
  • создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого человека;
  • владение средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
  • преобладание демократического стиля руководства;
  • умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении (например, занять позицию ученика);
  • готового поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним; умение поддерживать равное отношение ко всем детям;
  • отказ от корпоративного стереотипа «учитель всегда прав»;
  • умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ученика, не прерывая его речи и учебных действий;
  • воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
  • умение не бояться обратной связи с учениками;
  • действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.

Шестая группа:

  • это прежде всего умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности;
  • реализовывать и развивать свои педагогические умения, включая как их перцептивный компонент (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий (умения воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели);
  • умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер;
  • осознавать свои позитивные возможности и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции;
  • умение овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); осуществлять творческий поиск.

Седьмая группа: умение осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя все положительное из своих природных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Восьмая группа:

  • умение определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года;
  • определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года;
  • выявлять отдельные показатели обучаемости (активность ориентировки, определять дозированную помощь, необходимую для продвижения данного ученика, выявлять на этой основе причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход);
  • умение поэтапно отрабатывать все компоненты обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа:

  • оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников;
  • умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;
  • умение учителя увидеть личность ученика в целом — во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;
  • умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).
Источник: 
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме
Педагогическая культура
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Понятие о педагогическом проектировании
Новиков А.М., Методология образования
Педагогические технологии
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного...
Вальдорфская педагогика
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Объект, предмет и функции педагогики
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий