Современная структура педагогики

К традиционным структурным направлениям научных педагогических исследований относятся:

  • общая педагогика — исследует основные закономерности образования;
  • история педагогики — изучает развитие педагогических идей и практики образования на разных этапах культурно-исторического, общественного развития;
  • возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) — изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;
  • коррекционная педагогика: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение, воспитание слепых и слабовидящих), логопедия (обучение, воспитание детей с нарушениями речи), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержкой умственного развития);
  • частные методики {предметные дидактики) — исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в области преподавания отдельных учебных предметов;
  • отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы современная структура педагогики обзавелась такими отраслями, как этнопедагогика, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и др.

Этнопедагогика — отрасль педагогической науки, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике. Она тесно связана с общей, социальной педагогикой, психологией, этнопсихологией, археологией, фольклористикой и широко использует данные всех общественных и гуманитарных наук.

Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, племени, народности, нации. Национальные особенности характера — результат этнического воспитания и влияния соответствующей среды, поэтому особую актуальность приобретает исследование традиционной педагогической культуры субэтнических образований (поморов, сибиряков и др.). Необходимо иметь в виду субэтническое своеобразие отдельных регионов, представляющее собой неотъемлемую часть духовно-нравственного богатства народа, которое может стать основой для национального возрождения.

В этнопедагогике объект изучения принадлежит области собственно педагогики. Метод же может быть частично заимствован из этнологии, этнографии, антропологии и социологии, но при этом должен быть наполнен педагогическим содержанием и применяться вместе с чисто педагогическими методами. Сказанное справедливо и для этнопедагогического тезауруса: основными являются понятия педагогические, а этнологические и антропологические термины играют вспомогательную роль.

Достижением этнопедагогики является рассмотрение педагогических закономерностей как естественно-исторических процессов. При этом воспитание выступает как естественная форма деятельности и поведения. Кроме своего прямого назначения этнопедагогика содействует взаимопониманию народов. Многие педагоги по праву утверждают, что в полиэтнической России педагогика может эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики.

Социальная педагогика — наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальная педагогика как наука появилась сравнительно недавно — во второй половине XX в. в связи с развертыванием научно-технической революции и современной урбанизацией. На Западе активизируется философия и социология образования и воспитания, которые становятся основой рождающейся неопедагогики, или социальной педагогики.

На смену традиционной педагогики неизбежно приходит новая, отвечающая современным потребностям общества, педагогика. Уже сейчас в наиболее развитых странах мира формируются ее основы, характеризующиеся открытостью и демократичностью, органической связью с динамично меняющимся социумом, перспективами развития человека во взаимосвязи с природной средой и обществом. Социальная педагогика интегрирует в себе достижения традиционной и нетрадиционной педагогики, а также социологии, социальной психологии, биологических и антропологических наук, их основные идеи и принципы.

Для социальной педагогики становятся тесными рамки ее традиционных институтов, учебно-воспитательного процесса, основанного на типовых программах и учебниках. Она выходит за стены учебно-воспитательных заведений, проникая практически во все области динамичной деятельности и жизни людей, активно вторгается во все сферы общественного хозяйства, в семью, в повседневный быт и досуг людей. Социальная педагогика осуществляет прорыв из сферы традиционности в разнообразие социальной жизни, определяет максимально широкий поиск образовательно-воспитательных воздействий на развивающуюся личность ребенка, заставляет его мыслить и действовать в динамично изменяющемся социуме.

В целом социальная педагогика раскрывает значение конкретных социально-культурных условий среды, их влияние на педагогический процесс и выполняет роль посредника между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки.

Социальная педагогика не просто расширяет многоаспектное, многогранное пространство своей творческой деятельности, но прежде всего качественно изменяет свое содержание, социально-воспитательные и образовательные функции, а следовательно, подходы, формы и методы достижения самых разнообразных и многочисленных задач.

Главные функции социальной педагогики — обобщение накопленного обществом социального опыта, исследование проблемы подготовки человека к жизни в реальных исторических условиях с учетом интересов существования общественных групп. При этом принимаются во внимание ценностные ориентации ребенка, которые формируют семья, школа, среда, а также позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения среды.

Прямыми носителями функций социальной педагогики, ее конкретными субъектами становятся подготавливающиеся в нашей стране новые специалисты — социальный педагог и социальный работник. Специфика работы социального педагога в отличие от школьного учителя или другого работника народного образования заключается в том, что ему приходится работать непосредственно с семьей, во внешкольных организациях, на «улице». Он должен обладать конкретными знаниями об особенностях возрастного развития и закономерностях формирования коллектива, о природе и характере народной педагогики и социально-психологических механизмах группового сплочения, уметь вести педагогическое исследование и оказывать психологическую помощь.

В настоящее время проводится интенсивная работа по подготовке новых кадров. Недавно в России создана Ассоциация социальных педагогов, объединив ученых и практиков, располагает необходимым научно-организационным потенциалом.

ТРИЗ-педагогика — педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач (Адтьтшуллер Г.С., 1946).

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

  • методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;
  • методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;
  • воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструмен-тальности и достаточной гарантированности исследовательских функций.

Ключевые слова: Психопедагогика
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме
Педагогические задачи и их решение
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Основные методологические подходы исследования в педагогике
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Становление педагогической науки
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Активизация познавательной деятельности учащихся
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Роль педагогической образованности в жизнедеятельности современного человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Педагогические способности
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Сущность профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
История развития педагогических идей
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий