Теория каузальной атрибуции

Теория каузальной атрибуции (от лат. causa — причина, attribuo — придаю, наделяю) — это теория о том, как люди объясняют поведение других. Основы этого направления были заложены Фрицем Хайдером, продолжены Гарольдом Келли, Эдвардом Джонсоном, Даниел Джилберт, Ли Россом и др.

Теория каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

  1. люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения;
  2. ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека;
  3. причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку.

Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию» «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей. Ученый пришел к выводу, что мнение о человеке (хороший человек - плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает - плохо поступает).

В процессе атрибуции (термин предложен Ли Россом в 1977) у человека нередко возникает фундаментальная ошибка, т.е. тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке диспозиционных (внутриличностных) причин, влияющих на поведение человека. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации.

По данным исследований Гарольда Келли человек, анализируя поведение другого человека, приписывает его поступкам внешние, ситуационные причины (внешняя атрибуция) или внутренние, диспозиционные причины (внутренняя атрибуция) в зависимости от ответов на вопросы.

Когнитивная психология нашла свое отражение и в теориях, близких бихевиоризму. Например, в социально-когнитивной теории Альберта Бандуры и в теории социального научения Джулиана Роттера.

Так, Бандура обращает внимание на то, что люди могут учиться и в отсутствии внешнего подкрепления в результате наблюдения, чтения или получая информацию о поведении других людей (когнитивный компонент). В свою очередь Дж. Роттер отмечает, что люди отличаются друг от друга тем, как они оценивают роль внешних и внутренних факторов в своем поведении (когнитивный компонент). Большее значение внутренним факторам придают интерналы, а внешним — экстерналы.

Таким образом, одним из наиболее влиятельных направлений современной психологии является когнитивная психология, что находит отражение в когнитивизации других направлений психологии — необихевиоризме, неопсихоанализе.

Ключевые слова: Наука
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме
Общая характеристика глубинной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Ведущие категории психологии
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Общая характеристика ассоциативной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Методологические основы психологии
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Методы исследований в современной психологии
...
Предмет политологии
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Этапы развития социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Формы научного познания: проблема, факт, гипотеза, теория
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий