Хозяйственная деятельность складывается из отдельных операций, в какой бы форме — коллективной или индивидуальной; производственной, торговой или финансовой; коммерческой или некоммерческой, а также в какой бы области — в земледелии, нефтедобыче, производстве автомобилей, оказании банковских услуг и т.д. — она ни осуществлялась. Для того чтобы получить более сложный конечный продукт и дороже его продать, в общем случае необходимо совершить больше отдельных, относительно простых операций в процессе производства и сбыта, добавив новые свойства и стоимость к изначальному предмету труда. При этом исключительно важными являются содержание, число и последовательность таких действий экономического субъекта в процессе хозяйственной деятельности. Из этих трех элементов и складывается понятие технология в узком значении этого термина.
Обратите внимание, что не только производство, но и последующая реализация продукции и даже ее потребление состоят из ряда элементарных шагов. Немалую роль играет также процесс управления, который заключается в решении задачи эффективной организации хозяйственной деятельности. Поэтому технологии сопровождают любое проявление экономической активности в обществе, отдают в этом себе отчет субъекты экономики или нет. Вместе с тем технологическая составляющая современной хозяйственной жизни все больше выделяется в самостоятельную, конкретную область со своими институтами, разрабатывающими технологические продукты, регулирующими правовые отношения в области их обмена; здесь действуют свои правила ценообразования и виды платежей.
Помимо хозяйственных технологий в обществе также функционируют политические технологии, в юриспруденции правовые действия осуществляются по своим процессуальным нормам и правилам; в искусстве, например в живописи, говорят о технике художника, что тоже можно отнести к технологиям, но не экономическим. В курсе «Мировая экономика» внимание уделено хозяйственным технологиям, более того, технологиям, которыми обмениваются субъекты разных стран, и это в основном производственные технологии. Коммерческое обращение технологий управления, сбыта и, тем более, потребления в мировом хозяйстве пока что мало развито и слабо изучено.
Так сложилось, что многие ученые-экономисты, специалисты международных организаций, национальных статистических ведомств в понятие «технология» часто включают любое изобретение, научно-исследовательскую деятельность, некоторые виды услуг, например инжиниринговые, товарные знаки, промышленные образцы и пр. Такое широкое толкование технологии означает все виды знаний, навыки, опыт, которыми располагает общество и использует в экономической сфере в данный исторический отрезок времени. Это определение, конечно, существенно размывает понимание данной экономической категории, уводит в сторону от непосредственно хозяйственных процессов. Тем не менее эта точка зрения на сегодняшний день господствует в экономической науке.
В качестве носителей технологии в хозяйственной практике выступают: патенты на изобретение и лицензии, техническая документация, специализированная литература, любая готовая продукция и полуфабрикаты, в которых она воплощена, специалисты-профессионалы, обладающие знаниями, опытом, навыками для решения конкретных практических задач в различных областях.
Передача технологий, в том числе в международной сфере, осуществляется следующими способами: письменно (в момент подачи патентной заявки, покупки лицензии, заключения соответствующего контракта, публикации ее описания в печати), по электронным сетям (Интернету, телевидению), вербально (на симпозиумах, конференциях, при любом устном контакте специалистов), визуально (на выставках), транспортными средствами (промышленные образцы, документация).
Информация как совокупность сведений или данных, логически упорядоченных и обладающих элементом новизны и оригинальности, функционирует в мировом хозяйстве по схожим с технологиями правилам. Более того, будучи отчужденными от субъекта знаний вплоть до момента непосредственного хозяйственного использования, технологии существуют в виде информации. Однако эти две экономические категории принципиально отличаются друг от друга, если иметь в виду дальнейшее воплощение технологий в хозяйственные процессы и конечную продукцию. Эти различия в следующем:
- по существу. Технология — неотъемлемое, связующее звено и содержание самих хозяйственных операций. Информация — символическое (цифровое, образное, звуковое) выражение или описание хозяйственной деятельности;
- по роли, которую они играют. Прямая и непосредственная задача технологий — преобразование экономической среды; информация — лишь умножает знания субъектов экономики об экономической среде;
- по самодостаточности. Технология — законченный продукт, он не может, как информация, быть неполным, недостаточным для использования, осуществления хозяйственных операций.
Информация содержится в конкретных информационных продуктах, которые можно разделить на информационные товары и информационные услуги. К первым относятся периодические издания (газеты, журналы, бюллетени, отчеты), книги, иная издательская продукция (календари, открытки, карты и пр,), базы данных, программное обеспечение, рекламная продукция, рейтинги, музыкальная и художественная продукция, радио и телевизионные программы. Информационные услуги включают в себя услуги по подготовке, созданию, доработке, распространению информационных товаров: издательские и рекламные услуги, создание и ведение баз данных, составление рейтингов, программирование, Интернет-услуги и др.
В последнее время с развитием аутсорсинга появляется все больше бухгалтерских, консалтинговых, аудиторских, аналитических агентств, выполняющих внутренние операции фирм на заказ или составляющих отчеты, заключения о недостатках организации управления компаний, их структур, бизнес-стратегий. Перечисленные информационные продукты наиболее ценны для отдельно взятой фирмы, позволяя повысить эффективность ее деятельности, конкурентоспособность на рынке. Информационный бизнес, который заключается в оказании названных видов услуг, — передовая часть и двигатель развития мирового предпринимательства. Не случайно Статистическая комиссия ООН с 2002 г. включила Информационный сектор в качестве альтернативного агрегирования в Международную стандартную отраслевую классификацию (МСОК), а с 2007 г. раздел «Информационный сектор» будет содержаться в регулярной структуре этой классификации.
Информационная продукция имеет особенности, которые отличают ее от всех остальных видов продукции:
• информационное содержимое такой продукции позволяет осуществлять ее распространение и обмен в различных формах;
• стоимость этой продукции зависит от информационного, образовательного, культурного или развлекательного содержания, а не от формата материального носителя, в котором она распространяется. Большинство таких продуктов предполагают защиту от незаконного воспроизведения, модернизации, распространения.