Важная особенность культурологии состоит в том, что, зарекомендовав себя как фундаментальная и концептуальная наука, она в то же время все еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов. В науковедческом понимании она еще теоретически не оформилась, что не мешает ей хорошо структурироваться в вузовский учебный предмет.
Другая существенная особенность культурологии — ее теснейшая связь с другими науками. Она корреспондирует со многими из них. Ближе всего к ней — философия, с которой она до сих пор связана как бы материнской пуповиной. Неслучайно и фундамент культурологии — это философия культуры, или культурфилософия. Но она развивается в плотном и конструктивном содружестве с такими науками, как история, социология, антропология, этнология, лингвистика, искусствознание, литературоведение, психология и др.
Принципиальная особенность культурологии — ее сфокусированность на человеке как производителе и носителе культуры. Вместе с тем специфика культурологии как науки заключается в том, что она изучает культуру так, как если бы та обладала своей собственной жизнью и существовала как бы сама по себе, независимо от человека и человечества.
Характерная особенность культурологии — открытость для инноваций и дополняемость новыми знаниями.
Яркой особенностью, обусловливающей актуальность культурологии, является ее заостренность на современности. Даже к прошлому она обращается прежде всего ввиду необходимости найти истоки и корни сегодняшних явлений в культуре.
Привлекательная и выигрышная особенность культурологии — ее подвижность, гибкость, вариативность, множественность точек зрения на те или иные вопросы и проблемы. Это касается и номинации самой науки (наряду с культурологией свободно и на равных фигурируют культуроведение, теория культуры и др.), ее определения, структуры и т. д.
Методы культурологии
Как наука комплексная и междисциплинарная культурология широко прибегает к методам других наук.
«Культуролог, — по словам Л. Уайта, — придерживается тех же принципов, исходит из тех же представлений и пользуется теми же приемами интерпретации, что и физик. Культуры могут существовать без людей не в большей степени, чем тела могут двигаться без трения. Однако следует рассматривать культуру так, как если бы она была независима от человека, — точно так, как физик может рассматривать тела так, как если бы они не зависели от трения...»
В активе культуролога, во-первых, традиционный рабочий инструментарий, позволяющий осуществлять сбор информации (наблюдение, обработка данных) и ее научное осмысление (сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция, конструирование, моделирование, экстраполяция тенденций). Во-вторых, культурология оперирует такими универсальными методами, как историзм, теоретический и системный подходы, феноменализм (опора на данные, полученные эмпирическим путем, то есть в результате непосредственного наблюдения, эксперимента), компаративизм (сравнительноисторический метод, служащий для установления сходства и соответствий между фактами и явлениями культуры разных народов), концептуализм (первичность общих понятий — универсалий, или концептов, как особых форм познания действительности), номинализм (отрицание универсалий и признание первичности вещей), онтологизм (культура как автономный слой реальности).
Вероятно, как ответвление концептуализма допустимо особо оговорить роль и место в интерпретации культуры дискурса. Этот термин, образованный от латинского слова discursus — рассуждение, сегодня сводится к комплексному понятию, означающему семиотическое (знаковое) и деятельностное единство мысли, слова, знания и его словесного выражения.
Правомерно выделить и собственно культурологический метод с его основным положением о культуросообразном развитии человека как личности, как субъекта культуры.
На вооружении культурологии — герменевтика, концентрирующая в себе традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов, контент-анализ (выявление и оценка специфических характеристик носителей информации, текстов как способ фиксации культурных тенденций) и кросскультурный анализ (сравнительный метод исследования культур, оперирующий универсальными культурными моделями — паттернами).
В арсенале культурологии имеется также и такой эффективный метод, как аксиологический подход, то есть соотнесение явлений и фактов культуры с их местом в реальности и структуре ценностного мира, их ранжирование, шкалирование, индексирование и прочие виды классификации с точки зрения учения о природе ценностей.
В исследовании культуры достаточно прочно утвердился сциентизм (сайентизм) — мировоззренческая позиция, которая отдает абсолютный и безусловный приоритет в системе культуры науке.
Конечно, здесь названы не все методы, которые так или иначе использует наука о культуре, но и те, что перечислены, дают предметное представление о ее modus operandi — способе действия.