Психологические знания древней Индии и Китая

В XV веке до н.э. на территории современной Индии возникла ведическая цивилизация, основанная мигрировавшими сюда арийскими народами. В рамках этой цивилизации сформировалась классическая варно-кастовая система. Закон кармы ориентировал людей не на социальную борьбу, которой в сколько-нибудь заметных масштабах Индия практически не знала, а на кармическое мышление, характеризующееся ориентацией на отказ от стремления к улучшениям и изменениям в текущей жизни и даже на уход от активной социальной жизни в поисках путей улучшения своей кармы.

В этот период в Индии появились тексты Вед, в которых представлялись основные идеи о сущности бытия. Веды подразделяются на четыре части: а) ведические гимны «саягиты», б) «брахмана», в которой содержатся описание ритуалов, в) «араньяки» - трактаты для аскетов и г) «веданта», содержащая информацию о цели самопознания. Ведическое толкование человека подразумевает факт создания человека из первовещес-тва, которому изначально присуща энергия и противоречие между силами порядка и хаоса. Человеческая жизнь подчинена этическим началам добра и зла. Именно в ведической Индии высказывается идея о реинкарнации. Древние индусы считали, что человек наделен «атманом», то есть индивидуальным разумом, который в процессе жизни человека совершенствуется. Основой процессов жизнедеятельности человека является «прана» — дыхание. В Ведах была высказана идея о том, что мышление оказывает влияние на ощущения человека, а истинное познание человека является основой его самосовершенствования.

Учение Вед нашло дальнейшее развитие в различных учениях, наиболее мощными из которых являются джайнизм, буддизм и йога.

Учение джайнизм, базируясь на ведической идее о реинкарнации, зарождается в VII веке до н.э. и получает распространение на территории Индии. Одним из значимых положений джайнизма является отрицание существования Бога и призыв к соблюдению следующих истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к вещам, а для монахов истиной является обет целомудрия.

Праосновой всего сущего в джайнизме является «татва» - субстанция, которая делится на вечную (непротяженную) и протяженную субстанции. В свою очередь протяженная субстанция делится на живую субстанцию «джива», то есть душу, и неживую - «аджива». Души населяют земные стихии, тела и обладают сознанием. Возможности души обусловлены спецификой тела, в котором обретается душа. По мнению джайнистов, душа связана с телом благодаря кармической материи.

Учение буддизма зарождается в VI веке до н.э. Основателем считается принц Саидхартха Гаутама (Будда). Основные идеи буддизма опирались на ведический постулат о реинкарнации и были собраны в рукописи «Трипитака». Важным положением буддизма стала идея о «нирване» - спасении через просветление, достигаемое путем этического самоусовершенствования. Главным препятствием на пути самосовершенствования буддиста являются алчность, ненависть, обман и гордыня, мешающие проявлению вселенской любви и состраданию ко всему живому на земле. В буддийской традиции все явления материальной и духовной жизни есть иллюзия, а познать истинную реальность можно только через слияние с дхармой, то есть вечной субстанцией (пустотой). Нет ничего вечного и неизменного, отсюда в буддизме развивается мысль о невозможности существования неизменной, конечной истины. В буддизме отвергается идея о существовании вечной души, то есть существовании некоей бессмертной субстанции, присущей человеку. Человек есть совокупность пяти главных компонентов: тела, сознания, ощущения, восприятия и умственной деятельности. Само по себе человеческое «Я» - это всего лишь средство, необходимое для презентации постоянно изменяющихся характеристик человека. Страдание - это неотъемлемая характеристика человеческого существования, включающая в себя рождение, смерть, печаль, увядание, горе, боль и непосредственно существование. Причиной страдания является сам человек. Преодолеть страдание в буддизме можно путем следования четырем истинам: во-первых, страдание неизбежно, во-вторых, причиной страдания является страсть или желание, в-третьих, искоренение страсти - есть избавление от страдания, в-четвертых, способом преодоления страсти и страдания являются овладение правильной речью, правильным действием, правильным вниманием, правильным сосредоточением, правильным усилием.

Учение йоги возникает в ведический период. Уже тогда йогами большое внимание уделялось применению аскезы, так как считалось, что человек, способный умерщвлять свою плоть, способен заставить богов выполнять свои просьбы. Наиболее ранним из известных сегодня произведений о йоге является «Бхагаватгита» (II в. до. н.э.), представляющая собой диалог, в ходе которого Кришна обучает воина Арджуну медитации и служению. Основные идеи йоги: душа - «чит-та» участвует в мыслительных процессах. Конечной целью йоги является сосредоточение на собственном «Я», которое является проявлением Духа в конкретном человеке. Посредством медитативных практик йог способен выявить в себе настоящее «Я» и получать удовольствие из источника удовольствия, то есть «Я». Учение йоги предполагает активное использование аскетической практики голодания и отказа от удовольствий. Одной из традиционных практик йоги является молчание. В йоге большое распространение получила идея кармы, в соответствии с которой каждый поступок человека влияет на его жизнь и его прежние поступки. Одним из базовых элементов практики йоги является воздержание, под которым подразумевается целомудрие, честность и доброта. Наряду с воздержанием для реализации практики йоги необходимо «соблюдение», под которым понимается нравственная чистота, аскетизм и преданность. Только тот, кто смог достигнуть «самадхи» - просветления в ходе медитаций, является настоящим йогом. Само же просветление есть состояние, в котором йог в процессе сосредоточения внимания на некоем объекте обретает смысл данного объекта, познавая его сущность. Причиной страдания человека являются незнание, страсть, эгоизм, отвращение и страх, которые преодолеваются в ходе медитации.

В VIII веке до н. э. в Китае существовали небольшие раннефеодальные государства. Это период политического полицентризма. Небольшие слабые царства вступали во всевозможные коалиции между собой, что способствовало постоянному изменению политического равновесия, переносу центров власти из одного регионального центра в другой. Тем не менее, ведущим китайским государством той эпохи являлось государство Чжоу, центр которого находился в восточном Китае.

В этот период была написана «Книга о внутреннем», в которой была представлена система представлений жителей древнего Китая о сущности бытия человека. Так, основой жизни, по мнению древних китайцев, является энергия «Ци», которая наделяет человека способностью к мышлению и речи. Центром мыслительной деятельности является сердце. В качестве детерминант поведения человека выделялись три начала: 1) воздухообразное «Ци», 2) желчь и 3) слизь. Древние китайцы считали, что в случае доминирования в организме «Ци» человек становится неуравновешенным, при доминировании желчи человек обретает храбрость, а при доминировании слизи человек становится малоподвижным.

Источник: 
Константинов В.В., История психологии