Основания психологического знания

Научное познание как процесс реализуется через методологию, общую теорию и практику. Методология психологии - это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, направленной на познание психического мира человека. Методология - неотъемлемая часть любой науки. Без методологии наука не имеет самостоятельного статуса.

Несмотря на всеобщий характер, методология конкретизируется применительно к каждой из сфер научного знания. В психологии она непосредственно связана с мировоззрением, выполняет функцию общей системы объяснительных принципов и оказывает влияние как на стратегии исследований, так и на интерпретацию полученных результатов.

Общая теория психологии - это комплекс взглядов, представлений, идей, понятий и категорий, позволяющих истолковать и объяснить психические явления. Это общая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях психики. Соотношение методологии и теории таково: теория представляет собой результат процесса познания, а методология - способ достижения и построения этого знания.

Методологические основы психологии разработаны достаточно основательно, чего, к сожалению, нельзя сказать об общей теории психологии. Трудности формирования общей теории психологии связаны прежде всего со сложностью объекта исследования - психики человека. Именно отсутствие общей теории оставляет место для тех областей психологического знания, которые обычно называют ненаучными. Это:

  • популярное знание («поп-психологическое»), предназначенное для повышения психологической культуры широких слоев населения и не требующее специальной подготовки слушателей;
  • обыденное знание («здравый смысл»), основанное на стихии традиций, предрассудков, обобщений, суждений о частных случаях, смешении научных и ненаучных терминов и понятий и передающееся от поколения к поколению;
  • парапсихологическое знание («околонаучное») занято изучением возможностей психики, не поддающихся объяснению со стороны научного знания, и хотя использует экспериментальные методы, но не имеет возможности воспроизвести заявляемые результаты.

Методология является тем, что объединяет психологическое знание под одни научные знамена. Научное знание должно удовлетворять таким требованиям, как:

  • обобщенность (распространенность на широкий круг родственных явлений на основе причинно-следственных закономерностей);
  • сообщаемость (наличие новой информации и возможность ее передачи без искажений);
  • объективность (опора на проверенные факты).

Научное знание развивается в виде смены парадигм через взаимное противостояние. Смена парадигм - это, по существу, есть смена системы взглядов на научные проблемы, своеобразная «научная революция», резкий скачок в системе научных взглядов на проблему. Такой скачок происходит, когда обнаруживается аномалия -полное несоответствие полученных фактов системе знаний, характерных для господствующей парадигмы.

Темы: Наука
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Система педагогических наук
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Предмет и методы истории психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Основные принципы психологической науки
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Социальная и культурно-историческая психология
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Значение психологии в советский период
Теплов Б.М., Психология
Методы исследований в современной психологии
...
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Монина Г.Б., Психология семьи
Этапы развития социальной психологии
Андреева И.В., Социальная психология
Оставить комментарий