Происхождение философии. Особенности античной философии

Античная философия — исторически первая форма западной (европейской) теоретической мысли. Она стала одновременно культурным фундаментом и горизонтом для всех последующих форм мышления, которые возникали и развивались в интеллектуальном пространстве средневековой, новой, новейшей и современной Европы.

В хронологическом плане история античной философии представляет собой значительный период (около 1200 лет), начиная с VI века до нашей эры. В географическом и политическом аспектах — это район восточного Средиземноморья, где в разное время сложились и существовали разные типы государств эпохи рабовладения (демократия, монархия, республика, империя).

Формирование древнегреческих городов-государств ознаменовало наступление новой эры, резко отличавшейся от прежнего родового уклада жизни. В тот исторический период, когда значительное развитие получили ремесло и торговля, когда происходило отделение города от деревни, когда рождались право, искусство, мораль и наука, одновременно изменялось и миропонимание. На смену идеализациям родового строя, представленным в произведениях Гомера («Илиада», «Одиссея») и Гесиода («Труды и дни»), и мифологическому сознанию эллинов приходит мировоззрение, основанное на многообразии типов философского объяснения мира.

Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклит полагали, что все вещи в мире произошли из первовещества. Таковым они считали, соответственно: воду, «апейрон» (неопределённая материя), воздух, огонь. Фундаментальным для всех милетских теорий был и закон сохранения, отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения», «рождения» и «гибели». Кроме того, греческая натурфилософия в целом явилась платформой для критики антропоморфизма традиционной языческой религии и создания учения о бесчисленных мирах.

Наряду с ионийцами значительный вклад в становление философии внесли и так называемые италийцы62 — пифагорейцы и элеаты.

Пифагорейский союз, основанный ок. 532 г. до н. э. в Кротоне, являлся свободной религиозной общиной и одновременно аристократическим политическим сообществом, доминировавшим во многих городах Южной Италии. В ранге научно-философской школы пифагореизм выделялся учениями о бессмертии души (псюхе) и переселении душ (метемпсихоза) в сочетании с «памятью предков» (Пифагор утверждал, что «помнил» 4 собственные реинкарнации), а также требованием «очищения» (катарсис) как высшей этической цели. Путями её достижения считались: для тела — вегетарианство, для души — постижение музыкально-числовой структуры космоса, которая символически выражалась в «тетрактиде».

Элейская школа, объединявшая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса, впервые применила дедуктивно-аксиоматический метод, занималась сопоставлением чувственного опыта и рационального познания (в результате чего появляются, соответственно, мнения и истинные знания), создала онтологию как философскую дисциплину. Интеллектуальные достижения её представителей в области диалектики (например, антиномии Зенона) оказали влияние не только на «досократиков», но также на философские учения Платона и Аристотеля.

Платон Афинский (427-347 до н. э.) — самый известный ученик легендарного Сократа и первый философ, чьи сочинения дошли до нас целиком, а не в кратких отрывках, цитируемых другими. Почти все труды его (специалисты полагают достоверными более 30) написаны в форме диалогов, а сердцевиной платонизма выступает теория о существовании бестелесных форм вещей, которые он именовал «видами», или «идеями», и отождествлял с бытием. Материя и пространство, напротив, полагались небытием, а чувственному миру отводилось серединное положение между ними. Особенностью космологии Платона является учение о «мировой душе», а психологии — о перевоплощении души. Политические воззрения и социальные идеалы философа были связаны с аристократической формой государственного управления. Он считал, что в идеальном государстве, основанном на использовании труда рабов, необходимо чёткое разделение функций: мудрецы-философы управляют; стражи охраняют; свободные ремесленники осуществляют прочие виды деятельности, обеспечивая себя и граждан полиса материальными и духовными благами.

Учение Платона сыграло значительную роль в дальнейшей эволюции философии. В частности, это относится к Аристотелю (384-322 до н. э.), который, хотя впоследствии и подверг критике теорию «идей», однако стал известным во многом благодаря Академии Платона, где в 367-347 гг. обучался, преподавал, был равноправным членом содружества философов-платоников, а позднее (335) открыл в Афинах собственную школу — Ликей.

Он различал три части философии:

  • теоретическую (учение о бытии),
  • практическую (о человеческой деятельности)
  • поэтическую (о творчестве).

По версии Аристотеля, предмет науки — это общее, постигаемое умом, а условием познания общего выступает индуктивное обобщение, возможное на основе чувственного восприятия. Вся природа у него рассматривается как последовательные переходы от «материи» (пассивная возможность становления) к «форме» (сущность бытия) и обратно, а кроме них есть ещё две «причины субстанции» — начало движения и цель, которые могут совпадать с формой.

Аристотеля, которого также называли Стагиритом (по месту рождения в Стагире на полуострове Халкидика), по праву считают одним из первых учёных-энциклопедистов. Перечень главных работ — лучшее свидетельство широты его научных интересов и достижений в разных сферах: «Физика», «О небе», «Метеорология», «История животных», «О рождении животных», «О перемещении животных», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Метафизика», «Поэтика», «Риторика», «Политика».

Развивая сократо-платоновскую традицию, Аристотель более гибко и реалистичнее подходил к описанию экономических, политико-правовых и социальных аспектов функционирования государства. Он утверждал, что, подобно живым организмам, «полис принадлежит к естественным образованиям и что человек от природы есть политическое животное». В силу этого факта государство не нуждается в радикальных искусственных переустройствах, а конечной целью полиса, как и индивида, является «счастливая и прекрасная жизнь», для обеспечения которой государство обязано заниматься нравственным воспитанием граждан.

Исторический этап, следующий за «сократиками», охватывает период со второй половины IV в. по 30-е гг. I в. до н. э. Это время формирования эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323 до н. э.) до смерти последнего эллинистического монарха — царицы Египта Клеопатры (31 до н. э.). Главными центрами эллинистической философии были Афины и Александрия (с Мусейоном и грандиозной Библиотекой), а самыми известными школами и учениями — следующие:

  • Стоя / стоицизм (основатель Зенон из Кития);
  • Сад / эпикуреизм (основатель Эпикур);
  • Академия (с III в. — скептицизм);
  • Перипат, или Ликей (перипатетики и аристотелизм);
  • сократические школы (киническая, мегарская, киренская).

Основные акценты в философских учениях делались на схематизации всего философского поля и чётком делении философского знания на три части (логика, физика, этика) с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчинены остальные дисциплины. Представители всех школ искали индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия и крепости духа (например, апатию стоиков, атараксия скептиков и эпикурейцев).

Очередной («позднеантичный») этап развития философии охватывает I-III вв. Основными духовными центрами того времени были Александрия, Рим и Афины, а характерным отличием философии — возрождение философских школ и учений (древних текстов). Важнейшее событие данного периода — учреждение императором Марком Аврелием (179) за счёт государственных субсидий 4 философских кафедр в Афинах:

  • платонической,
  • перипатетической,
  • стоической
  • эпикурейской.

Завершение истории развития античной философии (III-VI вв.) было связано с доминированием неоплатонизма, впитавшего элементы аристотелизма, неопифагореизма и стоицизма при сохранении традиционной платонической догматики, а эпохальным событием явился 529 год. Тогда византийский император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах, хотя задолго до этого формального акта круг античной философии свершился и подошёл к логическому концу.

Темы: Философия, Античность
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс, консультационный курс, тесты) / Э. А. Понуждаев, В. Н. Иванов, Л. Н. Мирошниченко. — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Культура архаики
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Философия Исаака Ньютона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Скептицизм в Древнем Риме
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Нового времени (1640-1870)
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Философия эпохи эллинизма
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Основные концепции философии истории
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Русская философия XVIII века
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Философская антропология Макса Шелера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий