Учение Э. Фромма

Эрих Фромм (1900-1980), американский психолог. Свое учение Фромм назвал «гуманистическим психоанализом».

Основные работы: «Бегство от свободы» (1941), «Человек для себя» (1947), «Психоанализ и религия» (1950), «Забытый язык» (1951), «Здоровье общества» (1955), «Искусство любви» (1956), «Из плена иллюзий» (1962), «Душа человека: ее способность к добру и злу» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976).

Учение Э. Фромма и его основные положения:
• главное противоречие человеческого существования — это противоречие между стремлением к свободе и независимости от окружающего мира, стремлением к безопасности и принадлежности к социуму;

• люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества;

• чтобы преодолеть чувство отчуждения и одиночества человек проявляет в своем поведении такие тенденции как: авторитаризм, деструктивность и конформность;

• авторитаризм — это тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях;

• деструктивность — это тенденция разрушать, уничтожать и завоевывать кого-то или что-то;

• конформность — это тенденция максимально подчиняться социальным нормам, регулирующим поведение;

• позитивная свобода — это вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни;

• развитию позитивной свободы способствует любовь и труд;

• существует шесть форм любви: материнская любовь, отцовская любовь, любовь к родителям, братская любовь, эротическая любовь и любовь к богу. Все они сосуществуют в бессознательном индивида;

• у человека существует 5 жизненно необходимых (т.е. экзистенциальных) видов потребностей: а) потребность в общении; б) потребность в созидании и творчестве как способе преодоления своей животной природы; в) потребность в корнях, т.е. прочной основе своей жизни; г) потребность в идентичности, т.е. тождестве с самим собой; д) потребность в познании окружающего мира, посвящении себя кому-то, в смысле жизни;

• взаимодействие экзистенциальных потребностей человека и социальных условий его жизни, формирует социальный тип характера;

• существует 5 социальных типов характеров: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный и продуктивный;

• рецептивный тип отличается пассивностью, зависимостью от
других, доверчивостью и сентиментальностью, стремлением скорее быть любимым, чем любить;

• эксплуатирующий тип характеризуется уверенностью в себе, агрессивностью, стремлением заимствовать у других то, что не может создать сам;

• накапливающий тип стремится обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви, проявляет как ригидность, подозрительность, упрямство, так и предусмотрительность, лояльность и сдержанность;

• рыночный тип руководствуется правилом: «Я такой, каким Вы хотите меня видеть», т.е. предъявляет себя как товар и к другим относится как к товару, проявляет как неразборчивость в средствах достижения целей, так и открытость, любознательность;

• продуктивный тип в отличие от четырех непродуктивных, представляет собой конечную цель для развития человека. Отличается независимостью, честностью, спокойствием, любовью к другим людям, стремлением к творчеству и совершению социально-полезных поступков;

• продуктивный тип может стать доминирующим в совершенном обществе гуманистического общинного социализма;

• сила продуктивной любви дает возможность людям любить все живое на Земле, т.е. быть биофилом. Биофилу противостоит некрофил, которого тянет ко всему неживому, механическому, неменяющемуся, омертвелому. Некрофил живет в прошлом;

• при капитализме человек отчужден от самого себя, от других людей, от мира, земли, средств производства, мужчины отчуждены от женщин. Результатом этого отчуждения является тяга к разрушению и агрессии, нездоровые стремления и влечения.

Источник: 
Абдурахманов Р.А., История психологии
Темы: