Учение Э. Фромма

Эрих Фромм (1900-1980), американский психолог. Свое учение Фромм назвал «гуманистическим психоанализом».

Основные работы: «Бегство от свободы» (1941), «Человек для себя» (1947), «Психоанализ и религия» (1950), «Забытый язык» (1951), «Здоровье общества» (1955), «Искусство любви» (1956), «Из плена иллюзий» (1962), «Душа человека: ее способность к добру и злу» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976).

Основные положения:
• главное противоречие человеческого существования — это противоречие между стремлением к свободе и независимости от окружающего мира, стремлением к безопасности и принадлежности к социуму;
• люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества;
• чтобы преодолеть чувство отчуждения и одиночества человек проявляет в своем поведении такие тенденции как: авторитаризм, деструктивность и конформность;

  • авторитаризм — это тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях;
  • деструктивность — это тенденция разрушать, уничтожать и завоевывать кого-то или что-то;
  • конформность — это тенденция максимально подчиняться социальным нормам, регулирующим поведение.

• позитивная свобода — это вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни;
• развитию позитивной свободы способствует любовь и труд;
• существует шесть форм любви: материнская любовь, отцовская любовь, любовь к родителям, братская любовь, эротическая любовь и любовь к богу. Все они сосуществуют в бессознательном индивида.

• у человека существует 5 жизненно необходимых (т.е. экзистенциальных) видов потребностей:

  1. потребность в общении;
  2. потребность в созидании и творчестве как способе преодоления своей животной природы;
  3. потребность в корнях, т.е. прочной основе своей жизни;
  4. потребность в идентичности, т.е. тождестве с самим собой;
  5. потребность в познании окружающего мира, посвящении себя кому-то, в смысле жизни.

• взаимодействие экзистенциальных потребностей человека и социальных условий его жизни, формирует социальный тип характера. существует 5 социальных типов характеров: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный и продуктивный;

  • рецептивный тип отличается пассивностью, зависимостью от других, доверчивостью и сентиментальностью, стремлением скорее быть любимым, чем любить;
  • эксплуатирующий тип характеризуется уверенностью в себе, агрессивностью, стремлением заимствовать у других то, что не может создать сам;
  • накапливающий тип стремится обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви, проявляет как ригидность, подозрительность, упрямство, так и предусмотрительность, лояльность и сдержанность;
  • рыночный тип руководствуется правилом: «Я такой, каким Вы хотите меня видеть», т.е. предъявляет себя как товар и к другим относится как к товару, проявляет как неразборчивость в средствах достижения целей, так и открытость, любознательность;
  • продуктивный тип в отличие от четырех непродуктивных, представляет собой конечную цель для развития человека. Отличается независимостью, честностью, спокойствием, любовью к другим людям, стремлением к творчеству и совершению социально-полезных поступков.

• продуктивный тип может стать доминирующим в совершенном обществе гуманистического общинного социализма;
• сила продуктивной любви дает возможность людям любить все живое на Земле, т.е. быть биофилом. Биофилу противостоит некрофил, которого тянет ко всему неживому, механическому, неменяющемуся, омертвелому. Некрофил живет в прошлом;
• при капитализме человек отчужден от самого себя, от других людей, от мира, земли, средств производства, мужчины отчуждены от женщин. Результатом этого отчуждения является тяга к разрушению и агрессии, нездоровые стремления и влечения.

Источник: 
Абдурахманов Р.А., История психологии
Темы: 
Материалы по теме
Теория деструктивности Э. Фромма
Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма
Теория личности Фромма
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Теоретики Франкфуртской школы о культуре
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Виды псевдолюбви по Э. Фромму
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Неопсихоанализ Эриха Фромма
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Социальная типология характеров Э. Фромма
...
Человеческая ситуация по Фромму
Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма
Концепция социального характера Э. Фромма
Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма
Оставить комментарий