Основные типы экономики развитых стран

Несмотря на значительную однородность по отношению к внешним наблюдателям развитые страны обладают не менее значительной разнородностью по отношению друг к другу. В наиболее общем виде подобная разнородность проявляется в существовании трех систем (моделей) функционирования экономики: американской, японской и европейской. Каждая из них обладает набором неких единых свойств, характерных для всех развитых стран, а точнее — характерных для стран с развитой рыночной экономикой. К ним можно отнести отношения собственности, формы и традиции предпринимательства, формы и методы взаимодействия государства и бизнеса, механизмы регулирования экономических процессов, механизмы согласования интересов различных групп, обеспечение социальной стабильности и т.п. В целом, под моделью следует понимать комплекс хозяйственных институтов, определяющих характер хозяйственной и социальной систем, а также реальные механизмы, обеспечивающие дееспособность этих институтов.

Однако конкретно-исторические условия возникновения, развития и функционирования рыночных (капиталистических) отношений в каждой из рассматриваемых стран обусловили особенности нынешнего состояния их экономик.

Американская модель. Как принято считать, американская модель характеризуется ярко выраженным индивидуалистическим началом. В самом общем виде это означает, что предприниматели рассчитывают исключительно на собственные силы, знания и умения и от государства ждут только четкого соблюдения установленных им же правил игры. В свою очередь государство особо не стремилось брать на себя функции социальной защиты. Такой подход долгое время предопределял минимальный по сравнению с другими развитыми странами уровень социальной защиты в США для всех слоев населения.

Идеология широкой либерализации хозяйственной деятельности способствовала поиску новых типов экономического и научно-технического развития, их апробированию, отбору жизнеспособных схем и их внедрению в практику. Такой подход позволяет США с наименьшими издержками преодолевать болезненные периоды приспособления экономики к новым условиям производства, переходить к массовому обновлению основных орудий труда в соответствии с современными техническими и технологическими требованиями. Стимулирование структурной перестройки экономики, модернизация производственного потенциала способствуют развитию новейших отраслей. Вместе с тем в последнее время в американской экономике все отчетливее проявляются признаки усиления государственного регулирования.

Еще в 1990-х годах государственное содействие оказывалось наиболее конкурентоспособным отраслям: производству машин, компьютеров, электроники, биотехнологиям, информационным и финансовым услугам. Кроме того, повышается доля секторов и отраслей, наименее подверженных циклическим спадам: сферы личного потребления, нематериального производства, наукоемких и некоторых базовых отраслей промышленности.

Однако в начале XXI в. под влиянием рецессии в мировом хозяйстве приоритеты государственного регулирования американской экономики начали изменяться. Среди главных можно выделить следующие:
• стабилизацию экономического роста, выработку сбалансированной макроэкономической политики в целях достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;
• содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики;
• всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы;
• обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медацинского страхования и вспомоществования, поддержку семейных ценностей;
• реализацию позитивного эффекта от глобализации;

Японская модель. До середины XIX в. Япония была практически наглухо закрыта от внешнего рынка: кораблям европейских государств вход в японские порты был запрещен, а ближайшие соседи могли делать это только несколько раз в год. В этом виделся способ сохранения национальной самобытности. Однако парадокс заключается в том, что последовавшее вскоре открытие Японии для мировой экономики было вызвано именно опасением потерять свою самобытность. Японцы видели опыт стран Южной и Юго-Восточной Азии, уже находившихся к тому времени под влиянием крупных европейских держав. Поэтому «европеизация» страны была выбрана средством предотвращения ее колонизации.

Последующее внедрение рыночных принципов функционирования экономики вкупе с национальными особенностями привело к довольно интересному «коктейлю». Некоторые западные авторы даже характеризуют его как «некапиталистическая рыночная экономика», обращая внимание на то, что хотя в японской экономике и доминируют частная собственность и частные корпорации, но деловая практика основывается на наборе непонятных для посторонних наблюдателей неписанных правил и обязательств. Отклонениями от «канонической» рыночной модели считают и негибкий рынок труда с его пожизненным наймом рабочей силы, установление долгосрочных отношений между фирмами, государственный патернализм, ограниченность механизма свободной конкуренции и т.п.

Несмотря на подобные «изъяны» (которые, впрочем, можно рассматривать и как конкурентные преимущества), японская экономика продолжительное время является безусловным лидером в АТР и занимает ведущее место среди развитых стран. Не обладая ресурсной базой, Япония почти полностью отказалась от размещения энергоемких отраслей. За счет активного внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, использования электроники и производственных и непроизводственных процессов быстрыми темпами развиваются высокотехнологичные и наукоемкие секторы обрабатывающей промышленности (менее технологичные подотрасли размещаются за пределами страны). Революционные перемены в коммуникационных системах способствовали формированию информационного общества.

Со второй половины XX в. японская экономика испытывает серьезные трудности. В интересах их преодоления проводится пересмотр нормативной базы государственного регулирования экономики: радикальная реформа финансовых учреждений, пересмотр антимонопольного законодательства, начата приватизация полугосударственных компаний, реформация пенсионной системы и медицинского страхования, пересматривается ряд положений налогового законодательства и т.д.

Европейская модель. Специфика европейской модели обозначилась уже к началу XX в. и приняла выраженные формы после Второй мировой войны. Важнейшим ее принципом выступает так называемый «демократический эволюционизм», т.е. постепенное, пошаговое решение проблем на основе переговоров и консенсуса. Основной задачей считается синтез целей экономического прогресса и социальной солидарности. Институциональными опорами европейской модели служат социальное правовое государство и социальное рыночное хозяйство.

Европейская модель, в отличие от американской или японской, имеет гораздо больше разновидностей, вызванных как особенностями их генезиса, так и положением в системе мирохозяйственных связей. Своего рода «элементами» европейской модели можно назвать шведское «государство благосостояния» с широкими перераспределительными функциями, немецкое социальное партнерство, французский дирижизм (интервенционизм), итальянский коопера-тивизм, британское дерегулирование и т.д.

Германская модель социального рыночного хозяйства, сформировавшаяся в основном в результате реформ Л. Эрхарда в 1940-е— 1950-е годы, определяется как сочетание эффективного конкурентного рыночного хозяйства с сильной социальной политикой, обеспечивающей реализацию принципа социальной справедливости.

Британская модель имеет смешанный характер: наличие общих черт с американской моделью (близость предпринимательской культуры, схожесть институциональной среды, инвестиционного поведения, форм корпоративного управления, характера рынка труда т.п.) и одновременно эрозия многих традиционных британских ценностей под воздействием требований органов Евросоюза и углубления европейской интеграции.

Французскую модель отличает необычайно сильная роль государства в экономике и социальной сфере, существенная регламентация деятельности бизнеса.

Шведская модель характеризуется прежде всего значительной социальной составляющей, причем сильная социальная политика обеспечивается сильным государством, перераспределяющим ббль-шую долю ВВП.

Итальянской модели (как частного случая южноевропейской) присущи преобладание «семейного» типа собственности, активное участие государства в производственном процессе, экспортная специализация на отраслях среднего технологического уровня.

Между этими разновидностями существует эффективное взаимодействие по ряду направлений, прежде всего в валютно-денежной сфере, происходит конвергенция, заимствование отдельных составляющих моделей других европейских стран. И вероятно, в перспективе все-таки можно будет говорить о появлении действительно единой европейской модели.

Все три названные модели — американская, японская и европейская — не статичны, а постоянно развиваются. Пожалуй, наиболее интересным аспектом их эволюции является постепенное усиление роли государственного регулирования экономики развитых стран. Обобщенный показатель, характеризующий степень этого вмешательства, — расходы государственного бюджета на те или иные цели. Динамика — этого показателя отражена в табл. 17.1.

Кроме того, в 2000-е годы стало наблюдаться заметное сближение названных моделей. По крайней мере американская и японская модели все ощутимее движутся в сторону усиления социального компонента в государственной политике, а страны Евросоюза все больше склоняются к необходимости дерегулирования рынков труда (например, в виде упрощения процедуры найма и увольнения работников, стимулирования безработных к переезду в трудонедостаточные районы, сокращения продолжительности выплаты и размеров пособий по безработице, увеличения пенсионного возраста и т.д.), т.е. к ослаблению воздействия на социальное положение трудящихся.

Источник: 
Щербанин Ю.А., Мировая экономика