Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия

Вопрос о том, почему на мировых рынках товаров и услуг одни страны, компании той или иной страны более удачливы и более успешно ведут свой бизнес, чем другие, стал наиболее часто звучать в России относительно недавно, в 1990-е годы, с началом процесса либерализации внешнеэкономических связей и перехода к рыночной системе хозяйствования. Возник мощный интерес к тому, что охватывают понятия конкуренция и конкурентоспособность.

Конкуренция есть органически присущее свойство любого экономического субъекта, который хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики (т.е. в условиях экономических систем фактически всех стран мира).

Понятие «конкуренция» неразрывно связано с понятием «борьба». Такая борьба происходит между любыми экономическими субъектами: борьба между производителями за потребителей, борьба между государствами за максимизацию выгод от внешней торговли. В рыночных условиях выигрыш в подобной борьбе, безусловно, является целью любого хозяйствующего субъекта (фирмы, отрасли, наконец, страны).

Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. Безусловно, сущность, формы, методы конкуренции в процессе развития экономики претерпевают изменения. Так, на отдельных исторических отрезках времени превалировала свободная конкуренция, затем «весы» склонились в плоскость монополистической конкуренции. Ценовая конкуренция постепенно стала вытесняться неценовой конкуренцией, т.е. большее значение стали играть качество, уровень предоставляемых услуг и т.д. Мощнейшим фактором стали новации, НИОКР и т.п.

Мы не ошибемся, если скажем, что конкуренция является необходимым, важнейшим и органичным элементом рыночного механизма, хотя на различных рынках и в различных рыночных ситуациях проявление данного феномена будет различаться скорее по форме, нежели по содержанию.

Что же касается самого понятия конкуренция, то мы его определяем как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости и борьбы между выступающими на рынке его субъектами в целях обеспечения наилучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения возможно большей прибыли. В целом с данной формулировкой можно согласиться, она достаточно часто встречается в экономической литературе. Но, на наш взгляд, необходимо внести некоторые уточнения.

Отметим, что под продукцией зачастую понимаются товары, нечто материальное, осязаемое. Однако необходимо иметь в виду, что в данном контексте следует понимать и услуги, на рынке которых именно в последние годы резко обострилась конкурентная борьба. В мире насчитываются тысячи компаний, поставляющих услуги в той или иной области деятельности. Любой грузоотправитель и международный экспедитор моментально назовут десяток компаний, которые остро конкурируют за клиента на мировом транспортном рынке.

А как сюда не отнести прямые и портфельные инвестиции, на рынке которых тоже царит своя конкуренция, своей борьбы за клиента. Понятно, что в одни страны инвестиции идут в виде мощнейшего потока, а в другие — тоненьким ручейком. А разве будет неправомерным заявление о том, что острая конкуренция существует и в области продвижения научных исследований, идей, интеллектуальной собственности? Безусловно, по некоторым аспектам у россштского читателя могут вознитшуть вполне правомерные вопросы относительно конкуренции научных идей, например, учитывая состояние в отечественной науке. Но данный аспект не вызывает сомнений в странах, где существует объемный рынок научных идей.

Теперь о понятии конкурентоспособность. Как и в любом противоборстве, в процессе конкуренции на любом уровне обнаруживаются и свои лидеры, и свои аутсайдеры. В этом смысле понятие «конкурентоспособность» говорит о потенциале экономического субъекта, создающем предпосылки для выигрыша в этой конкурентной борьбе. Если говорить применительно к предприятию, то его конкурентоспособность определяется его возможностью безубыточно реализовать свой товар на рынке, получать на нем существенную долю прибыли, длительное время оставаться прибыльными.

На макроуровне конкурентоспособность отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, в сфере внешней торговли, внешнеэкономических связей, складывающиеся в результате конкурентоспособной деятельности хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность национальной экономики является наиболее общим показателем эффективности функционирования национального хозяйства и его субъекгов. Именно повышение национальной конкурентоспособности является современной парадигмой экономической политики большинства развитых стран.

Сегодня к конкурентоспособным странам относят те, которые не только удовлетворяют вышеупомянутым критериям, но и имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость населения, увеличивать реальные доходы своих граждан.

Мы не случайно постарались подойти к формулированию понятия «конкурентоспособность» на макроуровне, ибо в научном обороте пока не сложилось общепризнанное определение. Его природа многогранна, многоаспектна. Тем не менее можно использовать следующее понятие: конкурентоспособность национальной экономики — это концентрированное выражение экономического, научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностранным товарам, услугам на внутреннем и внешнем рынках.

При этом существенное значение, безусловно, имеют государственное и экономическое устройство страны, политический и правовой климат. Однако, возможно, вопреки мнению многих экономистов, подчеркнем, что человеческий фактор — вот что является действительно главным.

Источник: 
Щербанин Ю.А., Мировая экономика