Японская модель корпоративного управления

Японская модель корпоративного управления основана на перекрестном владении акциями и контроле, а также на формировании сверхкрупных финансово-промышленных корпораций (кейрецу) и их объединений типа ФПГ (сюданов) со сложной системой внутреннего согласования интересов участников, включающих финансовые учреждения (внутренние банки, страховые и трастовые компании), торговые фирмы, производственные предприятия).

Руководящим органом сюдана является совещание президентов головных фирм. Оно принимает решения по важнейшим вопросам. Имеет место перекрестное акционирование и внутренняя циркуляция, ресурсов.

Основными владельцами акций корпораций являются инсайдеры (более 70% из них - институциональные инвесторы). Речь идет о банках и связанных с ними аффилированных компаниях (кейрецу).

В рамках корпораций происходит внутригрупповое перемещение не только товаров и услуг (доля внутригрупповой торговли доходит до 20%), но и менеджеров. Это максимально способствует обмену информацией и эффективному использованию совместного опыта.

Все это придает корпорациям большой динамизм. Внутрикорпоративные контрактные отношения охватывают финансовые и промышленные ресурсы и научно-техническую информацию. Действует принцип целенаправленной специализации, когда интересы не пересекаются.

В Японии банки являются крупными акционерами и важными источниками финансирования. В 16% корпораций банк -наиболее крупный акционер, в 22% - второй по величине. Действовать они могут через советы директоров или через клуб президентов. Банки постоянно наблюдают за деятельностью фирм и поддерживают с ними прямые контакты.

Государство и общественное мнение активно защищает сю-даны и кейрецу (в том числе и законодательно) от посягательства иностранных инвесторов, поэтому доля иностранного капитала в Японии минимальна.

В японской экономике особенно сильна роль государства (но доля государственного сектора в экономике страны незначительна). Оно выступает направляющей и ориентирующей, но не руководящей силой, что проявляется в следующих аспектах:
- выработке наиболее перспективных направлений экономического развития и ориентации экономики в обозначенном направлении (действует система государственного программирования, включающая разработку долгосрочных прогнозов и среднесрочных планов);
- создании инфраструктуры, оказании помощи отраслям и отдельным фирмам;
- поддержке отношений, как внутри отдельных компаний, так и между ними, способствующих росту эффективности производства и конкурентоспособности японских товаров.

Базовые принципы японской модели корпоративного управления сводятся к следующему:
- система управления концентрируется вокруг ключевого банка, промышленно-финансовой сети или кейрецу (в Японии один банк выполняет все функции, в то время как, например, в США они разделены между коммерческими банками и специализированными консалтинговыми корпорациями);
- система управления ориентация на поддержание деловых контактов, а не достижение баланса сил (как в США);
- акционеры назначают совет директоров (в зависимости от финансового положения компании может включать до 50 чел -преимущественно внутренних членов (исполнительных директоров), включая подотчетного ему президента, который консультируется при принятии решений с исполнительной администрацией;
- сотрудничающий с компанией и предоставляющий ей займы банк контролирует совет директоров и одновременно находится под его контролем, но представители банков привлекаются в советы директоров только в кризисной ситуации (в германской модели их участие постоянно);
-независимые акционеры не в состоянии влиять на дела корпорации;
- существую т сравнительно невысокие (ниже, чем в США), требования к открытию информации (реже, менее детально);
- значительная роль принадлежит неформальным объединениям, клановым и кастовым отношениям - личным союзам, клубам и проч.

В неформальной обстановке происходит обмен основной информацией, согласование ключевых решений, разрешение споров и конфликтов. Наиболее влиятельным органом является совет президентов группы.

Недостатками японской модели являются клановость, ограничение конкуренции.

Источник: 
Веснин В.Р., Корпоративное управление