Принципы управления персоналом

Все проблемы, возникающие в системе управления (менеджмента) любыми объектами, решаются людьми.

Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблемы и ответственность за ее решение, выше заработная плата руководителя.

Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору третьей категории, рабочему) — еще проще.

Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы: техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления и т.д. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все ранее рассмотренные принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.д. При их соблюдении руководителями может быть достигнута цель системы.

Таким образом, при формировании структуры и содержания принципов управления персоналом будем исходить из следующих посылок:

  1. комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям;
  2. ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;
  3. дифференциация количества применяемых принципов работы в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.






В табл. 5.3 приведены принципы управления персоналом руководителем высшего звена как субъекта управления. Если он будет выступать в качестве объекта управления по отношению к вышестоящему субъекту, то ему следует руководствоваться принципами работы исполнителя.

Количество принципов работы руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такое же, что и руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы. Чем сложнее и дороже проблема, тем глубже она должна быть проработана на основе применения совокупности принципов.

Работа исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще по количеству применяемых или соблюдаемых принципов и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании. А за реализацию управленческого решения несет ответственность, прежде всего, исполнитель.

Руководитель как субъект управления в этом случае ведет учет, контроль и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель (Совет директоров).

К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим следующие:

  • исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом);
  • инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, в нахождении и устранении в работе «узких» мест (совместно с руководителем);
  • здоровый образ жизни, честность, порядочность;
  • стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.
Ключевые слова: Управление, Кадры
Источник: Управление конкурентоспособностью организации
Материалы по теме
Законы Паркинсона
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Кадровый менеджмент
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Принцип Питера
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Основные понятия и определения кадрового менеджмента
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Правовое и документационное обеспечение управления персоналом
В. А. Спивак; Организационное поведение и управление персоналом — СПб: Издательство «Питер...
Управление кадрами
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Кадровый менеджмент: теории, концепции, парадигмы
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Личность подчиненного как объект управления
Урбанович А. А. Психология управления
Оставить комментарий