Влияние молитвы

В данной работе из всех имеющихся методов МЛ рассматривается только одна группа — дистанционного ментального лечения (ДМЛ), под которым следует понимать лечение, проводимое целителем (или молящимся) вне зависимости от расстояния и вида заболевания, не находящимся в каких-либо сенсорных контактах с пациентом (зрение, слух, осязание). Эти исследования трудно признать с позиций современной медицины, требующей объяснения, каким образом Сознание и человеческая мысль могут воздействовать на людей на удаленном расстоянии без сенсорных контактов целителя с пациентом.

ДМЛ привлекает к себе внимание ученых в силу уникальности своего проявления: оно действует в соответствии с намерениями целителя на любых расстояниях, включая тысячи километров. Это самый удивительный в мире способ лечения людей, в котором используется сила молитвы, глубокой веры в исцеление и искреннего желания молящихся принести пользу больным людям. В разных странах оно имеет разное выражение: например, в Индии известны целители, которые на любом расстоянии избавляют людей от смертельных укусов ядовитых змей при условии, что им срочно сообщат имя и местонахождение укушенного человека. В западных странах это явление воспринимается как совершенно невероятное событие, а в странах Востока считается проявлением особого дара и силы ментального воздействия целителя.

В многочисленных научных исследованиях в США и других странах мира на протяжении последних 30 лет изучались особенности дистанционного молитвенного лечения при двойном и даже тройном слепом контроле, что является свидетельством высокого уровня проводимых опытов. В этих исследованиях проводилась рандомизация, строгий подбор контрольных и опытных пар по полу, возрасту, ранжирование степени заболеваемости и выраженности симптомов, причем целители и их пациенты не знали друг друга, а медицинскому персоналу и пациентам не были известны точное время воздействия и лица, подвергаемые лечению.

У пациентов опытных и контрольных групп исследовались цитологические, биохимические и иммунные свойства крови и различные физиологические и функциональные показатели работы головного мозга, сердца, легких, зрительных анализаторов — ЭЭГ, ЭКоГ, ЭКГ, пульс, артериальное давление, дыхание, температура тела, электропроводность кожного покрова ладоней рук, плетизмография и другие. Для оценки медико-биологических данных, полученных в ходе исследований, применялись различные математико-статистические критерии и методы, причем эксперты, обрабатывая экспериментальные данные, не знали к какой группе — опытной или контрольной — они относятся.

Молитвенное лечение начало активно исследоваться западными учеными начиная с 1970 гг. Но наиболее достоверные факты по изучению ДМЛ, которые можно привести в качестве итогов основополагающих исследований по этой проблеме, были получены в 1980-2002 гг. Из всего огромного массива данных по ДМЛ рассмотрим последовательно только две его важнейшие группы — влияние молитвы и действие ки-гонг терапии. Первая группа имеет свои отличительные особенности: в ней используется коллективная или индивидуальная молитва верующих одной или разных конфессий о здравии больных или об исцелении их от конкретного заболевания. Результаты по этой группе исследований были опубликованы в официальных американских научных и медицинских журналах, различных изданиях, содержащих обстоятельные метаобзоры, анализ и оценку достоверности выводов этих работ.

Ки-гонг терапия и связанное с ней ментальное лечение развивалось на Востоке, и поэтому особенности их действия представлены главным образом в работах и обзорах китайских, японских и американских ученых. Авторы останавливаются прежде всего на результативности самой ки-гонг терапии, процедуре ДМЛ и анализируют возможные теоретические механизмы действия. Сам терапевтический эффект ДМЛ и в особенности большая удаленность пациента от целителя, требуют необычного научного подхода и объяснения.

В появившихся монографиях и метаобзорах подробно рассмотрены вопросы, касающиеся достоверности исследований ДМЛ как метода лечения. В частности, в подробном критическом обзоре на основе детального математико-статистического анализа 14 исследований по ДМЛ, выполненных до 2000 г., было показано значительное дистанционное влияние молитв в 6 исследованиях (47%), отвечавших строгим критериям оценки достоверности различий между контрольными и опытными группами по таким заболеваниям, как гипертония, коронарные болезни, послеоперационное состояния, возбудимость, СПИД, но в 53% других исследований — по лейкемии, алкоголизму, психическим, ревматическим и другим заболеваниям — эффект воздействия получен не был. Общий вывод автора обзора состоял в том, что в настоящее время имеются «... умеренные научные свидетельства, проведенные в медицине, указывающие на эффективность различного дистанционного лечения молитвами».

Формулируя свои требования к работам по ДМЛ, автор отмечает, что необходимо учитывать много факторов, влияющих на конечный результат ДМЛ: степень мастерства целителей, роль веры и ожидания у пациентов и т. д.

К этому списку необходимо добавить еще один важный критерий: следует учитывать индивидуальные функциональные различия людей и других живых организмов по отношению к любым видам внешнего воздействия, основанные на законах биологической симметрии. Различия организмов в ответных реакциях на любое внешнее воздействие, в том числе при ментальном лечении, не видны простым глазом, а должны быть выявлены на основе предварительной оценки исследуемой группы пациентов, подвергающихся МЛ. Это связано с тем, что по своим функциональным ответным реакциям все живые организмы разделяются на три больших класса — условно «левые», «правые» и «симметричные», с разной ответной реакцией на любое воздействие, и поэтому восприимчивость людей к ДМЛ может быть совершенно различной и выявляется только экспериментальным путем. На это четко указывают исследования по действию молящихся и мастеров ки-гонга на людей, животных и микроорганизмы, в которых получены разноречивые (биомодальные) результаты у разных мастеров ки-гонга.

Ключевые слова: Религия
Источник: Дубров А.П., Когнитивная психофизика. Основы
Материалы по теме
Основные черты иудаизма
...
Основатель иудаизма
...
Асимметрии мозга и религии
...
Религия как социальный институт
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Становление и развитие научных взглядов на возникновение религии
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Соотношение понятий «религия» и «культура»
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Ненадежное будущее религии
...
Социально-психологическая сущность религиозного утешения
...
Оставить комментарий