Внешняя среда организации

Любая организация находится и функционирует во внешней среде,  которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.


Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:

  1. экономические,  характеризующие состояние экономики страны (величина ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, природные ресурсы, климат, уровень образования рабочей силы, величина заработной платы);
  2. правовые,  совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация (позволяет определить допустимые границы действий и взаимоотношений с другими субъектами);
  3. политические,  определяющие направление и методы развития общества (главенствующая политическая идеология, стабильность правительства, сила оппозиции);
  4. социальные явления и процессы  (отношение людей к труду и качеству жизни, ценности, традиции и национальные особенности, демографическая структура общества, уровень образования);
  5. технологические,  определяемые развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации, модернизация производства).

Степень воздействия отдельных факторов на различные организации не равнозначна (из-за размера организаций, территориального расположения, отраслевой принадлежности), поэтому необходимо ранжировать факторы по степени их влияния на организацию и вести соответствующее наблюдение за ними.

Факторы непосредственного окружения организации:

  1. покупатели.  Изучение покупателей позволяет организации выяснить, какой продукт, в каком объеме будет наиболее востребован, насколько широк круг покупателей и есть ли возможность расширения производства и сбыта продукции, конкурентоспособность продукции;
  2. поставщики.  Изучение деятельности и потенциала поставщиков позволяет организации обеспечить эффективность своей работы, снизить вероятность возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков, обеспечить необходимый уровень себестоимости и качества продукции;
  3. конкуренты.  С ними организация борется за ресурсы, рынки сбыта. Важно учитывать успехи как внутриотраслевых конкурентов, так и конкурентов, производящих замещающую продукцию. Рост собственной конкурентоспособности организация может обеспечить углублением специализации, снижением издержек, использованием особенностей продукции и производства и т. п.;
  4. рынок рабочей силы  обеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и др.

Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.
Сложность  внешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.
Динамизм  внешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.

Ключевые слова: Организация
Источник: Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Материалы по теме
Понятие, виды групповой и организованной преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Подсистемы организации
КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России...
Жизненный цикл организации
Пригожин. Методы развития организации
Финансово-хозяйственные процессы и их характеристика
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Функции международных организаций
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Функциональная организация
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом
Функционирование коммуникаций в организациях
Фролов С.С., Социология организаций
Типология целей организации
Психология менеджмента. Карпов. 2005
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий