Внешняя среда организации

Любая организация находится и функционирует во внешней среде,  которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.


Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:

  1. экономические,  характеризующие состояние экономики страны (величина ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, природные ресурсы, климат, уровень образования рабочей силы, величина заработной платы);
  2. правовые,  совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация (позволяет определить допустимые границы действий и взаимоотношений с другими субъектами);
  3. политические,  определяющие направление и методы развития общества (главенствующая политическая идеология, стабильность правительства, сила оппозиции);
  4. социальные явления и процессы  (отношение людей к труду и качеству жизни, ценности, традиции и национальные особенности, демографическая структура общества, уровень образования);
  5. технологические,  определяемые развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации, модернизация производства).

Степень воздействия отдельных факторов на различные организации не равнозначна (из-за размера организаций, территориального расположения, отраслевой принадлежности), поэтому необходимо ранжировать факторы по степени их влияния на организацию и вести соответствующее наблюдение за ними.

Факторы непосредственного окружения организации:

  1. покупатели.  Изучение покупателей позволяет организации выяснить, какой продукт, в каком объеме будет наиболее востребован, насколько широк круг покупателей и есть ли возможность расширения производства и сбыта продукции, конкурентоспособность продукции;
  2. поставщики.  Изучение деятельности и потенциала поставщиков позволяет организации обеспечить эффективность своей работы, снизить вероятность возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков, обеспечить необходимый уровень себестоимости и качества продукции;
  3. конкуренты.  С ними организация борется за ресурсы, рынки сбыта. Важно учитывать успехи как внутриотраслевых конкурентов, так и конкурентов, производящих замещающую продукцию. Рост собственной конкурентоспособности организация может обеспечить углублением специализации, снижением издержек, использованием особенностей продукции и производства и т. п.;
  4. рынок рабочей силы  обеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и др.

Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.
Сложность  внешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.
Динамизм  внешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.

Ключевые слова: Организация
Источник: Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Материалы по теме
Формирование и развитие социальных групп в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Роль планирования в деятельности организации
Волкова. Управленческий учет
Стратегии преодоления организационных и бюрократических патологий в развитии организаций
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Формирование прибыли организации
Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф., Бухгалтерский учет
Имидж руководителя организации
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Бюджетные и небюджетные организации
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Финансы организаций малого бизнеса
Бурмистрова Л.М., Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009....
Управление по целям
Менеджмент. Учебное пособие
Оставить комментарий