Внешняя среда организации

Любая организация находится и функционирует во внешней среде,  которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.

Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:

  1. экономические,  характеризующие состояние экономики страны (величина ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, природные ресурсы, климат, уровень образования рабочей силы, величина заработной платы);
  2. правовые,  совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация (позволяет определить допустимые границы действий и взаимоотношений с другими субъектами);
  3. политические,  определяющие направление и методы развития общества (главенствующая политическая идеология, стабильность правительства, сила оппозиции);
  4. социальные явления и процессы  (отношение людей к труду и качеству жизни, ценности, традиции и национальные особенности, демографическая структура общества, уровень образования);
  5. технологические,  определяемые развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации, модернизация производства).

Степень воздействия отдельных факторов на различные организации не равнозначна (из-за размера организаций, территориального расположения, отраслевой принадлежности), поэтому необходимо ранжировать факторы по степени их влияния на организацию и вести соответствующее наблюдение за ними.

Факторы непосредственного окружения организации:

  1. покупатели.  Изучение покупателей позволяет организации выяснить, какой продукт, в каком объеме будет наиболее востребован, насколько широк круг покупателей и есть ли возможность расширения производства и сбыта продукции, конкурентоспособность продукции;
  2. поставщики.  Изучение деятельности и потенциала поставщиков позволяет организации обеспечить эффективность своей работы, снизить вероятность возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков, обеспечить необходимый уровень себестоимости и качества продукции;
  3. конкуренты.  С ними организация борется за ресурсы, рынки сбыта. Важно учитывать успехи как внутриотраслевых конкурентов, так и конкурентов, производящих замещающую продукцию. Рост собственной конкурентоспособности организация может обеспечить углублением специализации, снижением издержек, использованием особенностей продукции и производства и т. п.;
  4. рынок рабочей силы  обеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и др.

Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.
Сложность  внешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.
Динамизм  внешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.

Источник: 
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Материалы по теме
Место маркетинга в управлении организацией
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Этапы организационных преобразований
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Проектировочные организации
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом
Свойства и функции системы управления в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Базовые концепции организации
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Стратегии преодоления организационных и бюрократических патологий в развитии организаций
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Структура и формы организаций
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Реорганизация организации
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Оставить комментарий