Централизация и децентрализация

Степень централизации и децентрализации зависит от масштабов полномочий. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным.

Степень централизации снижается в случае, если больше решений принимается непосредственно на рабочих местах.

Отличительные особенности централизации:  отсутствие передачи полномочий и пределов компетентности, что приводит к снижению оперативности в принятии решений.

Основная цель делегирования полномочий  – сделать возможной децентрализацию управления организацией. Передаются лишь полномочия, всю ответственность продолжает нести старший руководитель.

Основные принципы передачи полномочий:

  • сотрудник должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;
  • сотрудник должен знать, перед кем он несет ответственность;
  • все, что превышает компетенцию должности, передается высшим звеньям управления;
  • старшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия подчиненного.

Факторы, влияющие на уровень децентрализации:

  1. размер затрат;
  2. степень унификации;
  3. размеры организации;
  4. философия менеджмента;
  5. наличие подходящего руководителя;
  6. использование приемов контроля. Чем выше возможности контролирования, тем большей степени децентрализации можно достичь;
  7. география деятельности организации;
  8. влияние внешней среды.

Преимущества централизованного управления:

  • более эффективный контроль за деятельностью организации;
  • устранение повторения тех или иных усилий;
  • возможность единых стандартов всех действий;
  • более эффективное использование различных ресурсов.

Недостатки централизованного управления:

  • промедления в принятии решений;
  • рост бюрократизма;
  • решения принимаются теми, кто имеет недостаточно полное представление о ситуации на производстве.

Масштабы управления. При установлении масштабов управления помимо степени сложности, характера осуществляемой работы необходимо учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать с коллегами.

Менеджер вправе осуществлять следующие действия для управления и контроля:

  • составление ясного и краткого плана;
  • делегирование полномочий;
  • использование контрольно-проверочных нормативов.

Необходимость установления масштабов управления.  В случае необоснованно увеличенных масштабов управления теряется личный контакт между руководителем и подчиненными, следовательно, руководитель может потерять влияние на коллектив, возможно появление подгрупп с неофициальным руководителем, возникают трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, а также снижается контроль за выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на результатах труда.

Последствия необоснованно сокращенных масштабов управления:

  • возникает слишком много уровней управления;
  • возрастают административные затраты;
  • больше времени отводится на принятие решений;
  • возрастает степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой активности, неблагоприятно сказаться на моральном состоянии.
Ключевые слова: Полномочия, Организация
Источник: Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Материалы по теме
Основы организационного поведения
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Структуры инновационных организаций
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Организационная структура компании
Корпоративный менеджмент
Понятие цели организации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Специфика конфликта в организации
Шаш Н.Н., Конфликтология
Что такое организация?
Пригожин. Методы развития организации
Правила делегирования полномочий
Трусь А.А., Психология управления
Кризисы в развитии организации
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Оставить комментарий