Типы трудных подростков, причины проблемы

Психологические особенности трудных подростков, по мнению Д. И. Фельдштейна, обнажают основные особенности всех подростков, показывают их в преувеличенном виде.


Стремление к взрослости и самостоятельности может увести их за пределы дозволенного в использовании своего времени или семейных денежных средств. Реакция взрослых в этом случае может быть крайне жесткой и оскорбительной: «С кем шлялась?», «Из дома воруешь!» и т. п. Подросток с легкостью может заявить: «Если так, я вообще домой не приду!» и всеми силами будет стараться выполнить свое обещание или держаться как независимая личность, игнорировать мнение и самое существование родителей.

Негативное отношение затем может распространиться и на все моральные нормы взрослых, даже сформировать цинизм в отношении к взрослым, восприятие их действий как эгоистических, двуличных, как зависимость от мнения соседей, а не собственные убеждения.

Желание все попробовать лично и значимость мнения группы сверстников делает подростка крайне уязвимым, подверженным влиянию «улицы». Завышенная самооценка подталкивает к неоправданным обещаниям, и, чтобы не «потерять лицо», подросток демонстрирует силу и ловкость в рискованных и противоправных действиях. При этом, как правило, отношение к учебе - пренебрежительное.

Соответственно формируется тип отклоняющегося (девиантного) поведения:

  1. циники с сознательным нарушением социальных норм и уверенностью, что все так хотят поступать, только трусят;
  2. конформисты, совершающие проступки под влиянием асоциальной группы, в большой степени случайные, вызванные подражанием «кумирам». Повышенная зависимость от мнения сверстников заставляет их отказываться от усвоенных ранее норм поведения. Это заложники ситуации;
  3. колеблющиеся подростки. Они не могут устоять от соблазнов в удовлетворении непосредственных потребностей, хотя нарушение норм вызывает у них раскаяние и угрызения совести;
  4. аффективные дети с повышенной обидчивостью и большими притязаниями; им постоянно кажется, что к ним относятся несправедливо, они стремятся всем доказать и даже отомстить. Эта группа - резерв правонарушений и демонстративных суицидов.

Первичным толчком к развитию отклоняющегося поведения служат нарушения общения со взрослыми в семье и школе. Если один из этих социальных институтов понимает и поддерживает подростка, ситуация разрешается легче; если обе инстанции вооружились против, он ищет поддержку на стороне, и часто - в асоциальных группах. Вхождение в группу воспринимается как повышение статуса и личности, и группы. Характерно, что их лидером является физически более развитый парень, который подавляет не только своим авторитетом, но и угрозами физической расправы. Выйти из такой группы достаточно сложно.

В работе с трудными подростками основными задачами являются:

  1. увлечь новым, необычным делом, в котором трудный подросток мог бы достичь определенных успехов;
  2. подчеркивая достижения, повысить статус подростка в группе сверстников;
  3. восстановить доверительные отношения со взрослыми в школе и семье;
  4. помочь включиться в учебную работу, основную для школьника, представить ее как путь закалки воли и характера.

И главное условие эффективной работы с трудными подростками - обеспечение им успеха и признания в социально-значимой деятельности.

Ключевые слова: Девиантность, Подростки
Источник: Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Материалы по теме
Психологические особенности подростков с девиантным поведением
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Девиантная виктимность подростка
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Определения и классификации отклоняющегося поведения подростков
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Психологические особенности подростковых девиаций
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Факторы девиантного поведения подростков
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков: психолого-педагогический подход
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Психологические особенности среднего и старшего школьного возраста. Проблемы подростка
Психология развития (детство, юность, молодость): история и проблематика : учебное пособие...
Оставить комментарий