Методы разрешения конфликтной ситуации

Различают структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.

Структурные методы:

  • метод разъяснения требований заключается объяснении людям результатов, которые от них требуются. Наиболее эффективно используется при решении конфликтов в организации. Разъясняя каждому сотруднику и подразделению, какие результаты от них ожидаются, руководитель должен донести до подчиненных уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, систему полномочий и ответственности, а также чётко определить политику, процедуры и правила;
  • координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающий взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Установление принципа единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять. При возникновении разногласий по какому-либо вопросу между сотрудниками он решается руководителем и исчерпывается конфликт. Для решения конфликтной ситуации между подразделениями часто используется такой метод интеграции, как создание межфункциональных, целевых групп, межотдельских совещаний;
  • общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели. Совместное осуществление этих целей приводит к сплочению коллектива, предотвращает конфликты;
  • структура системы вознаграждений – используется как метод оказывания влияния на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, старающиеся подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Однако система вознаграждений не должна поощрять неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Межличностные методы или стили разрешения конфликтов:

  • уклонение –  метод реагирования на конфликт, выражающийся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Используется в том случае, когда затрагиваемая проблема не представляет важности, ее решение может быть отсрочено, в безнадежном положении, когда человек чувствует себя неправым или вынужден подчиняться. Его используют также в случае необходимости общения со сложным человеком;
  • сглаживание –  удовлетворение интересов другой стороны через приспособление, уступки, соглашение, жертвуя своими интересами в пользу другого человека. Используется в случае малой значимости случившегося, когда необходимо сохранить мир и добрые отношения, когда итог намного важнее для другого человека, чем для вас, в случае понимания своей неправоты, когда мало власти или мало шансов победить и др.
  • конкуренция –  используется активными людьми, предпочитающими идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Может быть использован в случаях, когда исход очень важен и на него делается большая ставка, при обладании достаточным авторитетом для принятия решения, при необходимости быстрого принятия решения, при соответствующих властных полномочиях, при отсутствии другого выбора или в случае, когда нечего терять, в критической ситуации и др.
  • компромисс –  открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон. Используется в случае, когда недостаточно времени, при одинаковой власти, когда устраивает временное решение и др.
  • сотрудничество –  форма разрешения конфликта, при котором удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса. Используется в случае длительного дружеского сотрудничества, когда есть время для проработки вопроса и др.
Ключевые слова: Конфликт, Поведение
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Условия эффективности основных стилей поведения личности в конфликте
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Общее понятие о технологиях эффективного общения и рационального поведения в конфликте
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Стратегии поведения в конфликте
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Методика эффективного и рационального поведения с трудными оппонентами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Основные стратегии и стили конфликтного поведения
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Причины конфликтов учителей с учениками
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Основные виды классификации конфликтов
Анцупов А.Я., Конфликтология
Сущность организационного конфликта, его особенности и классификация
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Оставить комментарий