Динамизм в каждой точке коммуникативного пространства фактически определяется состоянием базового коммуникативного фактора, конституирующего элементарную К-ситуацию (коммуникативное зерно), которая и может служить индикатором выявления «отношения» как собственно коммуникативного. В ней, как мы увидим, содержится в свернутом виде многообразие всех просмотренных выше аспектов коммуникативного мира. Этот К-фактор проявляется в особенностях элементарной коммуникативной ситуации, которая универсальна для любой точки К-пространства.
К-ситуация имеет смыслообразующую природу и может быть сведена к взаимодействию 4 функционально различимых элементов:
- коммуникатор или передающий (порождающий) информацию (А);
- перципиент или принимающий (осваивающий) информацию (В);
- знак, код, язык, т.е. материал, в котором кодируется информация (Y);
- значение, информационная структура или “образ” того, что зафиксировано в информационной модели (Х).
Коммуникативная ситуация порождает любой психосемантический процесс, как в межличностном, так и интраличностном плане, т.е. является динамической клеточкой сознания как индивидуального, так и коллективного. Важно подчеркнуть ее виртуальность, которая заключается в том, что все позиции имеют не физический, а смысловой характер.
Например, конкретный человек может быть или одновременно, или последовательно:
- А - субъектом общения (генератором К-ситуации как смыслового пространства);
- В - партнером (как человек, вовлекающийся в смысловое пространство другого субъекта);
- Х - предметом или темой общения;
- Y - средством общения (комплексом знаков, жестов с помощью которых до партнера доносится какое-то смысловое содержание).
В силу того, что здесь речь идет о действительно предельной, элементарной ситуации общения, все элементы и все связи чрезвычайно существенны, особенно центральные.
Связь Y-X образует “план репрезентации” или контекст предъявления информации.
Связь А-В образует “план отношения” или “контакт”, “связь”.
Связь А-Y конкретизирует способ проявления информации в знаках.
Связь А-Х говорит о способе “идентификации” или “выражения” собой того, что предается.
Связь В-Y говорит о возможностях восприятия и расшифровки информации.
Связь В-Х показывает возможности понимания и воссоздания (вторичного синтеза) передаваемой информации.
Важно подчеркнуть, что общий смысл, порожденный данной коммуникативной ситуацией, усваиваемый в определенной степени каждым из партнеров и зависящий от очень многих его характеристик, находится на пересечении всех рассмотренных связей.
Универсальность К-ситуации можно показать на примере биологической коммуникации, т.е. “воспроизведения себе подобных”, деления, размножения, которое происходит уже на уровне ДНК, воспроизводящей и передающей генетическую информацию. Причем возрождение этой информации осуществляется на основе сбалансированного энергообмена белков и нуклеиновых кислот, осуществляющих синтез нового материала – носителя информации в стабильной, закрытой, коммуникативной ситуации двойной спирали ДНК, где фиксировано комплементарное отношение нуклеидов, как связь А-В в приведенной выше схеме (рис. 4). Т. Николов, известный палеобиолог, анализирующий развитие жизни, прямо отмечает недостаток понятийного аппарата в описании репликации ДНК как основы жизненного процесса. Он пишет: “В понимании вопроса о происхождении жизни понятие “нуклеиновая кислота” и “белок” можно заменить понятиями “информация, содержащая инструкцию” и “функция”. Тогда вопрос “что первично?” становится абсурдным. Так как не может осуществиться определенная функция, если нет информации. А информация обретает смысл только через функцию, которую она кодирует. Т. Николов в несколько иных терминах вводит фактически информационную и энергетическую оси коммуникативной ситуации, показывает их взаимообусловленность и невозможность понимания информационного процесса вне коммуникативного контекста. При этом “информационная” координата тяготеет к структурному и генетическому аспекту К-пространства (уровни организации), а “энергетическая координата” – соответственно к динамическому и функциональному его аспектам.
В центральных составляющих (А-В и Х-Y) коммуникативной ситуации содержатся фундаментальные противоречия. Можно сказать, что коммуникация осуществляется в меру уподобления партнеров друг другу или воспроизведению себя (А=В) при неизбежном условии их различия (А≠В); уподобления знаков и значений (Х=Y) при их неизбежном различии (Х≠Y). Элементарный, жизненный смысл, наполняющий существование живого существа, является равнодействующей силой или информационно-энергетическим синтезом этого двойного противоречия живой коммуникации.
Проблема А=В при А≠В – это проблема контакта или тенденция к единению и невозможность его достижения, имеет энергетический акцент, а в содержательном, качественном плане может быть понята как проблема взаимности, наиболее интенсивный и драматический характер она обретает в человеческой любви.
Проблема Y=Х при Y≠Х – это проблема информационной репрезентации, в основе которой лежит выбор или система выборов (уподоблений), снимающих неопределенность. Не случайно количественная мера информации определяется на основе количества альтернатив. Однако, эффективность живой коммуникации, жизненной качественной семантической стороны информации, определяется, видимо, качеством выбора, избранностью отношений и, таким образом, избирательностью живого существа. В человеческой коммуникации проблема избирательности и избранности семантических контекстов выступает как проблема взаимопонимания, совместимости, дружбы.
Таким образом, все сказанное в данной главе позволяет предполагать, что любой жизненный смысл (вплоть до “смысла жизни”) образуется определенным единством или соотношением ценности взаимности (энергетический аспект) и значимости избирательности (информационный аспект). В жизни, в поведении, в человеческих отношениях можно видеть, что неизбирательная (неразборчивая, безразличная) взаимность (контакт) имеет или малую ценность, или большую опасность. Аналогично сомнительной становится значимость высокой избирательности (принципиальности, привередливости, брезгливости), если на ее основе не достигается желательная (ценная) взаимность в контактах, связях, отношениях с людьми, с миром.
Это двойное противоречие (избирательности и взаимности) делает коммуникацию саморазвивающимся процессом. Постоянное смыслобразование, смыслотворчество как процесс разрешения двойного противоречия жизни непрерывно “выталкивает” коммуникативный процесс из его прежнего русла на непредсказуемый часто поиск нового русла, нового модуса общения со средой. Эту наиболее глубинную тенденцию, точнее трансценденцию живой коммуникации назовем транс-фактором. Транс-фактор как внутренняя пружина самоизменения коммуникации, заряженная рассмотренным выше двойным противоречием – это фактически прообраз или зародыш собственно транскоммуникации, которая получает свое оформление как наиболее сложный, динамичный, многомерный способ жизни и развития лишь на стадии, видимо, собственно человеческого духовного существования. Поразительно очевидна транскоммуникативная природа собственно человеческих душевных состояний – смех и слезы, любовь и совесть, красота и творчество… Все это – эффекты синтеза разноуровневых, разнопорядковых коммуникативных ситуаций как результаты развертывания транскоммуникативного процесса, в котором человек, обретая духовность, не теряет своей первородности, жизненности, органичности, естественности.
Баланс избирательности и взаимности определяет, следовательно, жизнеспособность и смысл общения живого существа в среде. Причем это справедливо как для сложных коммуникативных ситуаций, так и для элементарных ситуаций жизни клеток, связанных с жизненно значимым энергообменом.
Факт существования универсальных, инвариантных аспектов элементарных коммуникативных ситуаций, смыслообразующих для разнокачественных и разномасштабных, жизненных пространств важен тем, что позволяет видеть их потенциальную и реальную сообщаемость.
Приведенных рассуждений и примеров достаточно, чтобы увидеть, что если жизнь – это то, что постоянно движется, изменяется и преодолевает границы самой себя не ради разрушения, а ради развития и совершенствования, то коммуникация, как двойное жизненное противоречие,отражает эту суть жизни самым непосредственным образом. А рассмотренный коммуникативный мир охватывает все уровни жизни человека - от геномного до духовного.