Особенности российской ментальности

«Загадочная русская душа» складывалась под влиянием целого ряда факторов. Прежде всего, необходимо отметить геоклиматические условия, с суровым климатом, однообразным ландшафтом, огромными непроходимыми лесными массивами, которые приводили к необходимости выживать сообща, осваивать территории только усилиями значительных масс людей и невозможности существовать в одиночку.

Анализируя влияние татаро-монгольского ига, постоянного противостояния внешним иноземным притеснителям, многие исследователи подчеркивают формирование особого чувства «мы» людей, вынужденных противостоять внешним противникам «они». Это, с одной стороны, требовало массовой концентрации населения, а с другой, тормозило развитие индивидуального сознания. Указанные факторы детерминировали развитие коллективистской культуры.

Приведем несколько результатов исследований ментальности представителей российского этноса. Остается лишь отметить, что хотя данные исследования являются весьма иллюстративными, в то же время остаются весьма спорными в некоторых случаях как интерпретация экспериментального материала, так и сами методологические подходы, применяемые авторами. Перечисленные ниже исследования, выполненные как классиками науки, так и учеными, работающими в конце 20-го века, выявляют некоторые отдельные грани ментальности российского этноса.

В. О. Ключевский выделял такие исторически выработавшиеся характеристики российской ментальности как:
надежду на успех, удачу, а не на расчет, наклонность «дразнить счастье», «играть в рулетку» — знаменитый авось. Автор считает, что крайне непредсказуемые погодные и климатические условия и связанный с этим обман самых скромных ожиданий крестьянина приводят к решению противопоставить капризу природы собственную отвагу и выбрать самое безнадежное и нерасчетливое решение.
неспособность к размеренному «плановому» труду и, напротив, готовность к мобилизационным моделям жизни с краткосрочным напряжением всех сил и эмоциональным надрывом. В. О. Ключевский отмечает: «Короткое русское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и вовремя убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному труду, как в той же Великороссии».
склонность к ретроспективной рефлексии с самообвинениями — крепость «задним умом» в ущерб навыкам рационального планирования и прогнозирования жизни. Житейские неровности и случайности приучали к большей потребности обсуждать пройденный путь, чем пытаться заглянуть вперед, быть осмотрительным, замечать следствия и развили способность к остро критичному анализу и самоанализу прошлого при одновременной неспособности планировать будущее, подчас до отрицания самой возможности его предвидения и прогнозирования.

Данные современных социально-психологических исследований подтверждают: особенности российской ментальности связаны с ее положением на перепутье между индивидуалистическим Западом и тотально деиндивидуализированным Востоком, что обусловило появление особого типа деин ди видуали зированного человека.

Приведем также результаты нескольких исследований, выполненных в 90-х годах 20 века:
1. Морально-правовые суждения (1996 г.).
У представителей различных этно-культурных групп имеются межкультурные вариации в отношении к закону и морали. С точки зрения российской ученой С. В. Лурье существует центральная зона ментальности, которая состоит из локализации источника добра, локализации источника зла и представлений о способе действия, при котором добро побеждает зло. В традиционной русской ментальности источником добра рассматривалась община, а источником зла, находящемся в постоянном конфликте с народом, являлось государство. Как следствие, в российской ментальности законы, устанавливаемые государством, не всегда воспринимаются как нравственные и рационально оправданные. Поэтому в качестве компенсации начинают выступать ориентации на моральные нормы, милосердие. Данный факт можно обнаружить зафиксировавшимся даже в пословицах и поговорках («Судить не по закону, а по совести»), отраженным в литературных произведениях. О частом противопоставлении нынешней молодежью закона и совести говорят и современные исследования.

2. Отношение ко лжи (1995).
Результаты исследования В.В.Знаковым причин лжи у американцев и русских показали наличие многих общих мотивов поведения: лжи из корыстных побуждений, страха унижения, желания избежать наказания или повысить свой авторитет. Однако были выявлены и некоторые различия, основное из них заключалось в отношении американцев и русских к вмешательству в личную жизнь — первые во многих случаях старались сохранить в непри- косновенности внутренний мир, тогда как для вторых было намного естественнее отвечать на вопросы, касающиеся личной жизни. Эти психологические особенности были проинтерпретированы автором как проявление двух типов понимания лжи: морально-правового и субъективно-нравственного (характерного для россиян).

3. Отношение к труду (1996 г.).
В рамках Всемирного исследования трудовых ценностей были выделены основные детерминанты трудовой активности человека: общественная польза, духовные ценности, материальные ценности, личные интересы. Основными, наиболее характерными источниками трудовой деятельности у представителей различных этнокультурных групп являются материальные ценности и личный интерес. Но у представителей российского этноса данное превалирование выражено сильнее. Указанные результаты, скорее всего, являются ситуативными, характерными для нынешней эпохи перемен, и могут быть объяснены, прежде всего, сложной экономической ситуацией в стране (время проведения исследования — 1996 г.), когда на первое место для многих россиян вышли проблемы, связанные с резким ухудшением уровня жизни, снижением покупательской способности, инфляцией, безработицей. Кроме того, декларативный упор на ценности — «общественная польза», «духовные ценности», провозглашение лозунгов приоритета духовных ценностей над материальными (что имело место на протяжении семидесяти лет существования советского государства) вызвало, в конечном счете, негативную окраску этих ценностей и привело к их дискредитации.

4. Изучение Локус-контроля (1995 г).
Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним факторам (экстернальный локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля).

В исследованиях было выявлено, что тип локуса контроля связан с уровнем экономического развития общества: в развитых странах люди более интернальны, чем в развивающихся. Помимо уровня экономического развития, локус контроля детерминируется также типом культуры — индивидуалистической или коллективистской. Так, в странах Запада люди в среднем более интернальны, чем в не менее экономически развитых странах Востока.

Источник: 
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Темы: 
Материалы по теме
Разница между западными и восточными традициями
...
Этноцентризм
Грановская P.M., Никольская И.М.
Проблема национального характера
Мосейко А.Н
Психологические особенности этнических групп
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Формирование этнической идентичности
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Этнические стереотипы и процесс стереотипизации
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Роль традиций в изучении политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Национальный характер
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Оставить комментарий