Разница между западными и восточными традициями

К.Г. Юнг был хорошо знаком с западной и восточной религиозными традициями. Некоторые из его ранних исследований были посвящены китайским материалам. Но его главным интересом была западная духовность, прежде всего христианство. Хотя психолог находился под глубоким влиянием восточных религиозных идей и даже практиковал йогу в трудные и важные периоды самостоятельного анализа, но по большому счету его интересовало сознание западного человека.

К.Г. Юнг был убежден, что восточная и западная ментальности радикально различаются. Восточное сознание интровертировано, оно стремится к углублению или погружению в источник всего сущего, в свою психику.

В отличие от восточного, западное сознание экстравертировано. Религиозная экзальтация и приподнятость помогает познать совсем иную космическую реальность. Для западного человека «стиль» Востока представляется нецелесообразным, если даже не антиобщественным и безответственным, ненормальным, болезненным и нарциссическим. С другой стороны, с точки зрения верований Востока, экстраверсированность Запада рассматривается как зависимость от иллюзорных представлений и желаний, вызванных невежеством, порождающим цепь страданий, которые восточный ум пытается избежать.

Ряд статей К.Г. Юнга, в том числе «Различие между восточным и западным мышлением», был посвящен феномену увлечения людьми Запада восточной духовностью и практикой.

При этом он предупреждал западных последователей индийских практик, что это всего лишь попытка их имитировать. Он писал: «если мы вырываем эти вещи у Востока, то, вероятно, просто дали волю нашему западному стяжательству, еще раз подтверждая, что все хорошее находится снаружи, откуда оно должно быть добыто и перекачено в наши тощие души» (с. 510).

«Восточная установка оскверняет специфические христианские ценности, - и нехорошо закрывать глаза на это обстоятельство. Если мы хотим, чтобы наша новая установка была подлинной, т.е. основанной на нашей собственной истории, она должна приобретаться с полным сознанием христианских ценностей и конфликта между ними и интровертированной установкой Востока» (с. 511).

Анализ западных и восточных традиций приводит К.Г. Юнга к следующим выводам. «Экстравертированная тенденция Запада и интровертированная Востока преследуют сообща одну важную цель: обе развивают отчаянные усилия для того, чтобы завоевать и подчинить себе простую естественность жизни. Утверждение духа над материей, opus contra naturam (покорение природы) - это симптом молодости рода человеческого, еще наслаждающегося применением самого мощного оружия, когда-либо изобретенного природой: сознательного ума» (с. 522).

Ключевые слова: Традиции
Материалы по теме
Особенности российской ментальности
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Этноцентризм
Грановская P.M., Никольская И.М.
Проблема национального характера
Мосейко А.Н
Психологические особенности этнических групп
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Формирование этнической идентичности
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Этнические стереотипы и процесс стереотипизации
Белинская Е.П., Этническая социализация подростка
Роль традиций в изучении политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Национальный характер
Русский культурный архетип: факторы формирования и философские доминанты: учебное пособие /...
Оставить комментарий