Виды индукции

В зависимости от характера исследования различают полную и неполную индукцию.

Полная индукция — это умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов или явлений данного класса. В этом случае рассуждение имеет следующую схему:


Например, установление того, что имеются все документы, необходимые для законного оформления сделки, позволяет с полным основанием делать вывод о возможности заключения договора.

Полная индукция дает достоверное знание, так как заключение делается только о тех предметах или явлениях, которые перечислены в посылках. Но область применения полной индукции весьма ограничена.

Полную индукцию можно применить, когда появляется возможность иметь дело с замкнутым классом предметов, число элементов в котором является конечным и легко обозримым. Она предполагает наличие следующих условий:

  • точное знание числа предметов или явлений, подлежащих изучению;
  • небольшое число элементов изучаемого класса;
  • убеждение, что признак принадлежит каждому элементу этого класса;
  • целесообразность и рациональность. Поясним смысл последнего условия на следующем примере. Допустим, на продовольственном складе длительное время хранится партия импортных консервов. В соответствии с нормами хранения качество консервов периодически проверяется. Проверка осуществляется путем вскрытия банок и дегустацией содержимого. В принципе такую процедуру можно осуществить с каждой банкой, но это нецелесообразно и нерационально, так как после такой “проверки” хранить уже будет нечего.

Поэтому полная индукция чаще всего используется при исследовании наличия или недостачи материальных ценностей. Здесь вывод осуществляется на основе подсчета всех без исключения содержащихся на складе или в хранилище предметов путем инвентаризации.

Однако в большинстве случаев экономисту приходиться иметь дело с такими однородными фактами, количество которых не ограничено или которые не все доступны в настоящее время для непосредственного изучения. В таких ситуациях прибегают к использованию неполной индукции, которая на практике применяется значительно чаще, чем полная.

Неполная индукция — это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых элементов определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений. Неполная индукция имеет следующую схему рассуждений:


Неполная индукция часто применяется в реальной жизни, так как позволяет делать заключения на основе анализа определенной части данного класса предметов, экономит время и силы человека. Правда, в этом случае мы получим вероятностное заключение. В зависимости от вида неполной индукции будет колебаться от менее вероятностного к более вероятностному.

По способам обоснования заключения различают следующие виды неполной индукции: популярную и научную.

В популярной индукции на основе повторяемости одного и того же признака у некоторой части однородных предметов и при отсутствии противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Степень вероятности истинного заключения в популярной индукции невысока, так как неизвестно, почему дело обстоит так, а не иначе. Например:

В США есть безработные.
В Великобритании есть безработные.
Во Франции есть безработные.
В Германии есть безработные.
В Италии есть безработные.
В Японии есть безработные.
Данные государства являются индустриально развитыми.
________________________________________
Следовательно, во всех индустриально развитых государствах имеются безработные.

Выводы популярной индукции — часто начальный этап формирования гипотезы. Главная ее ценность в том, что она — один из эффективных средств здравого смысла и дает ответы во многих жизненных ситуациях, причем нередко там, где применение науки необязательно. На основе популярной индукции в массовом сознании сформулировано немало примет, пословиц и поговорок. Например: “Как в мае дождь, так и будет рожь”, “Не хвались серебром, хвались добром”, “Худо жить тому, у кого ничего нет в дому”, “Утро вечера мудренее” и др.

Эффективность популярной индукции во многом зависит от того, насколько число случаев, закрепленных в посылках, по возможности будет:

  • больше;
  • разнообразнее;
  • типичнее.

Вероятность истинного заключения в популярной индукции значительно увеличится, если в рассуждениях не будут допускаться следующие логические ошибки:

1.    “Поспешное обобщение”, когда рассуждающий спешит сделать вывод, учитывая не все обстоятельства, а только те факты, которые говорят в пользу данного заключения. Например, некоторые специалисты, столкнувшись с фактами неудовлетворительного сбора налогов за отчетный период, утверждают, что государственная налоговая служба плохо организована и не укомплектована квалифицированными кадрами. Кроме того, данная ошибка лежит в основе многих слухов, сплетен, незрелых суждений.

2.    “После этого, значит по причине этого”, когда за причину выдается какое-либо предшествующее явление только на том основании, что оно произошло раньше последующего события. Например, один школьник утверждал, что органы слуха у пауков находятся на ногах. Обосновывая свою гипотезу, он положил пойманного паука на стол и крикнул: “Бегом!”. Паук побежал. Затем юный экспериментатор оторвал пауку ноги и снова, положив его на стол, скомандовал: “Бегом!”. Но на этот раз паук остался неподвижен. “Вот видите, — заявил торжествующий мальчик, — стоило пауку оторвать ноги, как он сразу оглох”.

Видимо, если события, о которых шла речь, и имели место в действительности, то причинной связи между ними никакой не было, а была простая хронологическая последовательность, а также игнорирование другой, реальной связи: паук может двигаться только при наличии ног.

Данная ошибка лежит в основе многих суеверий и предрассудков.

3.    “Подмена условного безусловным”, когда не учитывается следующее: всякая истина проявляется в определенном сочетании условий, изменение которых может повлиять и на истинность заключения. Например, если в обычных условиях вода кипит при температуре 100° С, то с изменением их, скажем, высоко в горах, она закипит при более низкой температуре.

Научной индукцией называется умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления.

Если в популярном индуктивном обобщении вывод опирается на повторяемость признака, то научная индукция не ограничивается такой простой констатацией, а систематически исследует само явление, которое рассматривается как сложное, состоящее из ряда относительно самостоятельных компонентов или обстоятельств. Применение научной индукции позволило открыть и сформулировать научные законы, например, физические законы Архимеда, Кеплера, Ома и др.; экономические — закон стоимости, закон накопления, закон денежного обращения, закон падения производительности факторов производства и др.

Необходимо подчеркнуть, что на характере вывода отрицательно сказывается упущение следующих основных требований научной индукции:

  • планомерный и методичный отбор предметов для исследования;
  • установление их существенных свойств, необходимых для самих предметов и важных для нашей практики;
  • раскрытие внутренней обусловленности этих свойств (признаков);
  • сопоставление полученного вывода с другими однотипными положениями науки в данной области знания.

Выводы научной индукции не только дают обобщенные знания, но и раскрывают причинную связь, что представляет особую ценность для процесса познания.

Ключевые слова: индукция
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Индукция и аналогия
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Дедукция и индукция
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Разновидности индукции
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Индуктивные методы установления причинно-следственных связей
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Что такое индукция?
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Ошибки индукции
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Установление причинных связей через индукцию
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Оставить комментарий