Виды и методы обучения персонала

Развитие персонала занимает одно из основных мест в организационной деятельности.

Обучение персонала основано на понимании необходимости формирования специалистов определенного профессионального, квалификационного, психологического уровня и признании факта отсутствия таковых на рынке труда.

Основные направления в обучении персонала:

  1. личностно-ориентированное  – это подготовка специалистов широкого профиля с акцентом на личностных особенностях сотрудника. При данном направлении обучения персонала трансформации подвергается психология персонала;
  2. специально-ориентированное  – это необходимость обучения персонала строго обусловленным профессиональным знаниям, умениям и навыкам, ориентированным на конкретное рабочее место, т. е. предназначенным для выполнения четко определенного круга обязанностей;
  3. широко-ориентированное – это подготовка персонала для выполнения обязанностей в рамках нескольких должностей внутри организации.

Существует несколько видов обучения персонала:  
1) Внутриорганизационное обучение, при котором профподготовка персонала проводится на рабочем месте в процессе выполнения повседневных должностных обязанностей. Этот вид обучения призван обеспечить приобретение узконаправленных профессиональных знаний и умений.

Для оптимального функционирования подобного вида обучения применяются следующие методы:

  • передача сотруднику определенного круга новых для него обязанностей, что позволяет ему на практике приобрести необходимые профессиональные знания, умения и навыки;
  • ассистирование – метод, при котором нуждающийся в обучении сотрудник становится помощником более квалифицированного наставника. Обучение происходит путем передачи профессиональных знаний, умений и навыков от более опытного к менее опытному сотруднику;
  • должностной инструктаж;
  • целенаправленное приобретение профессионального опыта;
  • изменение должностных обязанностей;
  • метод повышения сложности выполняемых должностных обязанностей.

2)  Внеорганизационное обучение,  основанное на обучении персонала вне организации при условии отстранения его от исполнения своих должностных обязанностей. Подобное обучение направлено на формирование более полных и актуальных профессиональных знаний, умений и навыков

Внеорганизационный вид базируется на применении следующих методов:

  • аудиторное обучение (чтение лекций);
  • конференции;
  • семинары;
  • метод решения практических ситуаций;
  • тренинги;
  • моделирование;
  • прохождение практики в других организациях.
Источник: 
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Материалы по теме
Основы обучения персонала
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Обучение персонала
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Формы дополнительной подготовки персонала
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Методы обучения персонала вне рабочего места
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Профессиональное обучение персонала
Шекшня С.В., Управление персоналом современной организации
Организация эффективной индивидуальной работы студентов в вузе
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Учебный стресс
Щербатых Ю.В., Психология стресса и методы коррекции
Организация службы управления персоналом
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Оставить комментарий