Василий Давыдов

Давыдов Василий Васильевич родился 31 августа 1930 г. В 1948 г. он окончил школу рабочей молодежи и поступил в Московский государственный университет на отделение психологии философского факультета. В то время психологию там преподавал П.Я. Гальперин, и через некоторое время студент и преподаватель подружились. В аспирантуре В.В. Давыдов был ярым последователем теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

В.В. Давыдов подчеркивал, что термин «развитие» психики можно отнести к обществу в целом, а не к индивиду. Становление же индивидуальной психики - это не развитие, а формирование.

В 1966 г. он выпустил книгу «Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики», где изложил основные понятия своей теории. Считал, что движение от общего к частному постепенно формирует у ребенка умение полноценно владеть абстрактным мышлением.

В 1972 г. вышла монография В.В. Давыдова «Виды обобщения в обучении», в которой ученый проанализировал концепцию Л.С. Выготского, отметив ее сильные и слабые стороны.

К концу 70-х гг. В.В. Давыдов постепенно переходит от теории Гальперина на позиции культурно-исторической концепции Выготского. Совместно с Элькониным им была разработана педагогическая программа. Основой этой теории были три тесно связанных понятия:
- учебная деятельность;
- теоретическое мышление;
- рефлексия.

В 1996 г. вышла книга «Теория развивающего обучения», в которой он изложил теорию развития детей. Проблему развития он рассматривал с позиции субъекта. Субъектом деятельности, производящим новый материальный или духовный продукт, по мнению В.В.Давыдова, является личность, а производство подобного продукта - творчество. Под актом творчества Давыдов понимал реальные преобразования предметной деятельности, культуры и самого себя. Творческая деятельность непосредственно связана с интеллектуальными возможностями субъекта. На основании того, что личность является субъектом творческой деятельности, он сделал вывод, что личностями становятся не все люди, а лишь те, которые достигают общественно значимых творческих результатов.

В книге «Теория развивающего обучения» он обобщил основные достижения этой психолого-педагогической системы. В.В. Давыдов экспериментировал в начальной школе, но всегда настаивал на том, чтобы ввести систему развивающего обучения во всех классах.

Умер Давыдов в 1998 г.