Устойчивость и изменчивость личности

Человек без личности? Пожалуй, наиболее остро он воплощен в образе существа с планеты Марс из известных «Марсианских хроник» американского фантаста Р. Бредбери. В этих хрониках есть удивительная новелла «Марсианин» — рассказ о существе, которое лишено собственной личности, личностной определенности и самостоятельности. Марсианин постоянно меняется в зависимости от желаний того человека, в сферу влияния которого он попадает.

Впрочем, чтобы продемонстрировать поведение «человека без личности», совсем не обязательно переноситься на Марс. Таких людей, к сожалению, немало и на нашей собственной планете, в нашем городе, а может быть, и в нашем доме.

Приспособленчество человека, лишенного нравственной устойчивости и убеждений, не вызывает симпатий. Д. Писарев задается вопросом:

«Но что же вы сделаете с человеком, у которого нет личности, на которого нельзя ни надеяться, ни рассердиться, потому что причина его действий, слов и движений лежит в окружающем мире, а не в нем самом?».

Было бы большой ошибкой считать, что личность — это некое твердокаменное изваяние, над которым не властны ни годы, ни обстоятельства. Существуют даже мнения, что личность — это инстанция преодоления любой наличной структуры (Д.Б. Эльконин), что она есть нечто неизменное в изменениях (Н. Бердяев).

Все дело в том, что именно изменяется в человеке, а что остается неизменным. Н. Заболоцкий писал:

Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я — живой.

Личностные свойства, в большей степени обусловленные биологическими факторами, которые выступают в интегративной форме в виде темперамента и задатков (задатки — природная основа способностей), — это наименее изменчивый аспект личности. Но сами по себе природные особенности человека не определяют содержательный аспект личностного — ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Указанные свойства личности поэтому более пластичны, изменчивы и практически полностью зависимы от социального опыта (наверное, именно о таких свойствах вышеприведенные строки Н. Заболоцкого).

До каких пределов индивидуум способен фундаментально меняться на протяжении жизни? Это один из актуальнейших вопросов психологии личности и психологии развития.

Обнаружить в поведении большинства людей устойчивость и предсказуемость не так уж и трудно. Некоторые личностные черты носят постоянный характер: матери хорошо знают, что некоторые дети, например, упрямы с момента рождения. А некоторые индивидуальные черты в самом начале жизненного пути проявляются только как потенциальные, постепенно развиваясь и обретая более определенную форму в результате взаимодействия предпосылок с окружающей средой: ребенок, родившийся с повышенной реактивностью на внешние стимулы, может обрести во взрослом состоянии раздражительность, приводящую к аффекту при возникновении затруднительной (фрустрирующей) ситуации. Но та же реактивность ребенка может стать в более старшем возрасте отзывчивостью на все новое, эмоциональной впечатлительностью, любознательностью и изобретательностью. Такой человек будет острее чувствовать, что называется, «биение жизни». Так что, наверное, нет ни одного плохого качества личности, ни одной ее отрицательной черты, которые не имели бы (пусть только в зародыше) какого-либо положительного значения. Весь опыт личности воплощен в ее чертах и особенностях и имеет определенный смысл («Если ребенок такой, значит это зачем-то нужно»). Важнейшей психологической задачей выступает изучение тех условий и изменений образа жизни, которые одни и те же личностные потенциалы реализуют по-разному.

И.С. Кон, ссылаясь на исследования американского психолога У. Мишела, отмечает, что постоянство большинства личностных черт, за исключением разве что интеллекта, выглядит весьма сомнительным: возьмем ли мы отношение людей к авторитетным старшим и к сверстникам, моральное поведение, зависимость, внушаемость, терпимость к противоречиям или самоконтроль — всюду изменчивость превалирует над постоянством. Но раз у индивида нет относительно устойчивого поведения, то само понятие личности становится бессмысленным [70, с. 161]. Это некоторое преувеличение, поскольку постоянство личности — такое же ее свойство, как и изменчивость. Если личность развивается, то она всегда не равна самой себе.

«Личность, — указывает Д.Б. Эльконин, — высшая психологическая инстанция организации и управления своим поведением, заключающаяся в преодолении самой себя».

Известное несоответствие личности самой себе, своим идеям, своим ценностям — это источник личностного развития. Д.Б. Эльконин «святое недовольство самим собой» считает внутренней движущей силой развития личности, а тем самым и всего психического. Он же отмечает и возможное условие изменчивости личности:

«За всякой задачей, которую ставит себе ребенок по овладению каким-либо предметом, всегда лежит изменение ребенка. За всякой внешней задачей лежит внутренняя задача» .

Обобщение многочисленных лонгитюдных (продольных) исследований взрослых и детей позволяет констатировать, следующее:

  • чем длиннее интервал между двумя лонгитюдными исследованиями, тем ниже стабильность личности;
  • у взрослых коэффициент стабильности выше, чем у детей, при сравниваемых временных интервалах;
  • личностные черты различаются по степени стабильности: интеллект наиболее стабилен, менее стабильны невротизм — эмоциональная стабильность, экстраверсия — интроверсия, а черты, относящиеся к сфере «Я» (самоуважение и т.д.), гораздо более нестабильны;
  • процессы взросления, старения влияют на коэффициент стабильности;
  • применение различного измерительного инструментария также влияет на коэффициент стабильности.

Итак, изменчивость и постоянство личности зависят от концепции или теории, которой вооружается исследователь, т.е. от его психологической культуры. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Г.М. Кучинский отмечает, что это интегрирующее целое (в зарубежных источниках его часто обозначают предельно коротко: «Я») не просто объединяет различные психические функции, но и развивается вместе с ними. В сказке «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла встречаем показательный в этом отношении внутренний диалог героини:

«Ой, а что... а что, если... если вдруг это я сама сегодня стала не такая? ... Но если я стала не я, то тогда самое интересное — кто же я теперь такая?».

В большинстве теоретических определений, в чем мы уже имели возможность убедиться, личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

Личность — это способ структурирования своего жизненного пути, образ жизни, по выражению М.М. Бахтина, «субъект поступания». Следовательно, в каждой точке жизненного пути человек должен утверждать себя как личность, выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости.

Конечно, мы никогда со стопроцентной гарантией не сможем предсказать, как поступит данный человек в какой-то конкретной ситуации, даже если этого человека мы хорошо знаем. Американские психологи Л. Росс и Р. Нисбетт приводят такой пример.

Рассмотрим следующую сценку: дело происходит на территории студенческого городка; спешащий на свидание Джон видит в дверях упавшего и просящего о помощи человека. Откликнется ли Джон на его просьбу или пойдет дальше?

Прежде чем ответить на этот вопрос, большинство людей захотели бы побольше узнать о Джоне. Известен ли он своей черствостью или бесчувственностью или, наоборот, добротой и участливостью? Является ли он активным членом местной благотворительной организации или одним из столпов консервативного объединения против посягательств на частную собственность? Короче говоря, они хотели бы узнать, что за человек Джон и как он вел себя в тех случаях, когда его альтруизм подвергался испытанию? Большинство людей согласились бы с тем, что только обладая подобной информацией, можно с уверенностью прогнозировать что-либо определенное.

Однако ничего из того, что можно было бы узнать о Джоне, не пригодилось бы, вздумай мы предсказать его дальнейшее поведение в только что описанной ситуации, а та информация, которую большинство обычных людей захотели бы предварительно получить о нем как о личности, представляла бы относительно небольшую ценность. Опыт полувекового развития научных исследований научил нас, что ни в данной, ни в какой-либо другой нестандартной ситуации реакцию конкретных людей нельзя предсказать с какой бы то ни было точностью. По крайней мере этого нельзя сделать, пользуясь информацией о личностных диспозициях этих людей или даже об их поведении в прошлом [107, с. 32, 33].

Такая ситуационная специфичность и низкая предсказуемость зависят от тонких особенностей ситуации. Как правило, люди склонны преувеличивать значение личностных черт и одновременно преуменьшать важность ситуационных факторов. Этот феномен очень распространен, и в социальной психологии он имеет характерное название «фундаментальная ошибка атрибуции», т.е. «по жизни» мы, скорее, персонологи, нежели ситуативисты. Что же касается интерпретации нашего собственного поведения, то здесь картина иная.

Совокупность знаний о личности человека, встроенного в определенный контекст, позволяет достаточно точно предугадать его поведение, траекторию личностного развития в более широкой жизненной перспективе, ведь черты личности — не что иное, как определенные потенциалы, тенденции, создающие ситуации, благоприятные для проявления данных тенденций. Поэтому личность предсказуема в той ее части, которая позволяет более или менее устойчиво воспроизводить свои типичные отношения со средой. Особенности ситуации в сочетании с особенностями личности образуют единый феномен «человек в ситуации», который и нужно рассматривать именно в его целостности. Да и сама изменчивость или устойчивость личности, как мы ранее указывали, значительно варьирует от человека к человеку.

Ключевые слова: Личность
Источник: Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш. шк., 2009. — 336 с.
Материалы по теме
Понятие личности в юридической психологии
Петруня О.Э., Юридическая психология
Структура психологического портрета
Ушатиков А.И., Аудиовизуальная психодиагностика
Гуманистическая психология и психологическая структура личности
...
Факторы социализации и формирования личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Общество, личность, государство
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Методы (методики) для исследования личности
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология
Предмет психологии личности
Мельник С.Н., Психология личности
Понятие личности в социологии. Ролевая концепция
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Оставить комментарий